Ссылки для упрощенного доступа

В Испании изучают тамбовскую мафию


Один из лидеров "тамбовской преступной группировки" Геннадий Петров в руках испанского правосудия
Один из лидеров "тамбовской преступной группировки" Геннадий Петров в руках испанского правосудия
Испанская полиция сообщила о задержании трех лиц, подозреваемых в причастности к отмыванию денег так называемой "русской мафии", разоблаченной в Испании в прошлом году в ходе крупномасштабной операции под кодовым названием "Тройка".

Задержания проведены на юге Испании в провинции Малага по распоряжению судебного следователя Бальтасара Гарсона. Они стали возможны, как говорится в полицейском сообщении, благодаря документам, изъятым в прошлом году при аресте в ходе операции "Тройка" предполагаемых членов якобы обосновавшейся в Испании "русской мафии", точнее "Тамбовского преступного сообщества". Для министра внутренних дел Испании Альфредо Переса Рубалькаба сомнений в том, что речь идет именно о мафии, нет:

- Нам впервые удалось получить доказательства того, что мы имеем дело с преступной организацией, а не просто с группой соотечественников - партнеров по бизнесу. У них имеется соответствующая криминальная структура, так что полиция представила судебным органам убедительные свидетельства их мафиозной деятельности.

Среди задержанных – руководитель известной на южном побережье Испании адвокатской конторы Abogados Asociados de Fortuny Антонио де Фортуни-и-Маинес, а также консультант по вопросам налогообложения Франсиско Элой Оканья Пальма. Последний в свое время сотрудничал с престижной юридической конторой "Боканегра", расположенной в курортном городе Марбелья и оказывающей услуги многим состоятельным россиянам, желающим обосноваться в Испании. Представитель этой конторы заявил в интервью Радио Свобода, что сотрудничество с задержанным было давно прервано. Известно, что в самой конторе "Боканегра" полиция изъяла документы, связанные с некой россиянкой, делами которой адвокаты занимались семь лет назад.

Третий задержанный – гражданин Испании российского происхождения адвокат Кирилл Юдашев. По данным испанской печати, он помогал своим бывшим соотечественникам приобретать земельные участки и жилье на испанском побережье. Пресса утверждает, что все задержанные участвовали в деятельности по "отмыванию" на территории Испании капиталов, полученных в результате незаконной деятельности в России.

Член мадридской коллегии адвокатов Мануэль Веласко Карретеро так объясняет этот термин:

- В Испании в соответствии с законом номер 19 от 1993 года под "отмыванием" капиталов понимается приобретение имущества или вложение в легальный бизнес средств, полученных в результате преступных действий, с целью скрыть происхождение этих средств и уйти от наказания за содеянное. Под данный закон попадают, как действия, совершаемые владельцами подобных капиталов, так и лиц, которые помогают им легализовать преступные деньги. При этом закон применим к иностранным гражданам, совершившим свои деяния в Испании или в какой-либо иной стране.
За шесть месяцев до своей таинственной смерти в Лондоне в ноябре 2006 года Александр Литвиненко якобы встретился с представителями испанской полиции в одной из европейских стран, чтобы поведать им о находящихся в Испании членах преступной группировки - выходцах из Петербурга тамбовского происхождения

Два десятка выходцев из России, обвиненных в принадлежности к "Тамбовской преступной группировке", были арестованы в июне 2008 года. О суде пока никто не говорит – в Испании дела длятся годами, но в прессу время от времени просачиваются подробности дела арестованных – одна сенсационней другой.

Как отмечала в свое время испанская пресса, "навел" полицию на "тамбовских" никто иной, как бывший сотрудник российский спецслужб Александр Литвиненко. За шесть месяцев до своей таинственной смерти в Лондоне в ноябре 2006 года он якобы встретился с представителями испанской полиции в одной из европейских стран, чтобы поведать им о находящихся в Испании членах преступной группировки - выходцах из Петербурга тамбовского происхождения.

Предположительно, Литвиненко рассказал испанским полицейским о месте, которое занимали эти лица в криминальных кругах города на Неве и об их связях с властными структурами России. Испанцам эта информация очень пригодилась, поскольку, как отмечала близкая к испанскому правительству газета "Паис", они никак не могли разобраться в иерархии российского криминального сообщества. "Паис" утверждала, что именно информация, предоставленная Литвиненко, положила начало операции "Тройка".

Любопытно, что генеральный прокурор Испании Кандидо Конде Пумпидо предупредил еще в прошлом году, что эта операция не завершена, и что он ожидает новых арестов:

- Расследования в ходе операции "Тройка", изучение изъятых у арестованных документов, несомненно, помогут получить нам новые данные о преступной деятельности россиян в Испании и провести соответствующие оперативные мероприятия.

Арестованные в ходе операции россияне были официально обвинены в отмывании преступных капиталов, членстве в незаконном сообществе, неуплате налогов, подделке документов и так далее. Как утверждала все та же "Паис", в руки испанского правосудия попал один из лидеров Тамбовской группировки, которая, по данным испанского МВД еще не так давно занимала четвертое место в рейтинге наиболее опасных преступных сообществ мира. Газета имела в виду гражданина Греции Геннадия Петрова, который проживал в Испании с начала 90-х годов и владел рядом легальных предприятий. Эти предприятия, по мнению испанских компетентных органов, использовались для отмывания капиталов, получаемых из России.

Рассказывает адвокат Веласко Карретеро:

- Испанское законодательство перечисляет предприятия и фирмы, которые обычно используются с целью "отмывания" капиталов и которые в этой связи находятся под постоянным контролем правоохранительных органов. Речь идет о банковских учреждениях, различных инвестиционных компаниях и о фирмах, оказывающих посреднические услуги при финансовых или каких-либо других сделках. Это также предприятия, занимающие валютными обменами и переводами денег за рубеж. В список включены игорные заведения, строительные компании и фирмы по продаже недвижимости, драгоценных металлов, ювелирных изделий, антиквариата. В перечне фигурируют и физические лица, чья деятельность может способствовать отмыванию капиталов. Это, например, нотариусы и адвокаты.
Арестованные в ходе операции россияне были официально обвинены в отмывании преступных капиталов, членстве в незаконном сообществе, неуплате налогов и подделке документов

Операция "Тройка" вызвала у независимых наблюдателей многочисленные вопросы. Так, испанская полиция арестовала иностранцев, которые якобы жили в Испании за счет преступной деятельности в России и в неких других странах. Но, ни Россия, ни другие страны, их ареста или выдачи вовсе не требовали. О Тамбовской группировке много пишут российские СМИ, называя имена ее лидеров, находящихся в настоящее время под судом. Однако, в этих публикациях никогда не фигурировали лица, арестованные в Испании. К примеру, тот же Петров на родине особо важных позиций вроде бы не занимал – ни в государственных, ни в криминальных структурах. Но "Паис" сообщила, что он свободно распоряжался деньгами КПСС и КГБ, на которые и купил за 20 миллионов евро четырехэтажную виллу на Балеарских островах, обзавелся собственным самолетом, яхтой, коллекцией лимузинов, банковскими счетами на общую сумму в 14 миллионов, приобрел гостиницу за 15 миллионов и так далее. Одновременно газета отмечала, что Петров якобы тесно связан с администрацией Петербурга и итальянской мафией. Испанские СМИ назвали его также "нефтяным магнатом". В общем, речь идет, по их мнению, о некой личности чуть ли не планетарных масштабов.

Официальный представитель Национальной полиции Испании Хосе Мария Сеара считает, что "речь шла о важнейшей операции, в ходе которой удалось обезвредить лидеров преступного мира. Эта операция позволила идентифицировать мафиозные сети. Задача полиции – ликвидировать подобные организации".

В отличие от Петрова, его подельник, также арестованный Александр Малышев, судя по всему, действительно был некогда "в авторитете". В начале 90-х годов он, в соответствии с многочисленными публикациями в российской прессе, руководил одной из питерских группировок. Хотя он, как и Петров, отсидел в свое время положенное, и российской прокуратурой больше не преследовался.

Операцию "Тройка", в результате которой было конфисковано 17 миллионов евро, виллы, драгоценности, антиквариат, более 20 автомобилей, часто называют продолжением предыдущей операции, которая проводилась в июне 2005 года под кодовым названием "Оса". За один день тогда было арестовано 28 человек, в основном кавказцев, среди которых, как отмечала испанская полиция, было 22 грузинских "коронованных воров в законе". Их также обвиняли в отмывании капиталов, полученных от сомнительного бизнеса, в том числе игорного, вымогательства и похищения людей.

Генеральный прокурор Кандидо Конде Пумпидо сообщил, что "в результате произведенных обысков и допросов получены данные, которые позволят составить представление о масштабах присутствия криминальных элементов из бывшего СССР в Испании".

Правда, суд над арестованными в ходе операции "Оса" так и не состоялся, и на сегодняшний день почти все они отпущены на свободу и спокойно живут на своих испанских виллах. Продолжает оставаться за решеткой лишь некто Захарий Калашов по кличке Шакро-молодой. Испанцам он, видимо, особо дорог – его долго искали и взяли лишь в 2006 году в Арабских Эмиратах.

За арестом Калашова последовали и другие разоблачения. Так, в ноябре 2006 года - по данным прессы - был арестован якобы связанный с ним гражданин Украины Олег Воронцов. Его, в частности, обвинили в попытке подкупа служащих испанской тюрьмы, в которой содержался Калашов. Из конфиденциальных источников Радио Свобода стало известно, что суд над Калашовым, который уже неоднократно откладывался, может состояться в июне. Член испанской коллегии адвокатов Хосе Санчес пояснил, что затягивание дела Калашова объясняется тем, что такое преступление, как "отмывание" денег доказать не просто:

- Многие случаи, связанные с так называемым «отмыванием» денег, трудно доказуемы и остаются без каких-либо последствий. Вообще, если кто-либо вкладывает деньги в Испании, предварительно обзаведясь здесь банковским счетом, то есть легализовав свой капитал через какое-либо финансовое учреждение, то его действия совершенно легальны. Наказуемо лишь вложение в ту же недвижимость "черных наличных", то есть денег, привезенных из-за границы в чемодане.

Что касается арестованных в ходе операций "Тройка" и "Оса" россиян, они банковскими счетами в Испании располагали.

Располагал счетами и привлеченный в июне прошлого года к следствию в рамках "Тройки" некто Виталий Изгилов, уроженец Дагестана, который также был арестован в ходе операции "Оса", а затем был отпущен на свободу, чем и воспользовался, как отмечает полиция, для возобновления своей якобы незаконной деятельности.

Депутат испанского парламента Карлос Гонсалес отмечает, что в последнее время в Испании отмечено применение более изощренных методов отмывания денег:

- С этой целью на территории страны открываются легальные фирмы, для работы в которых привлекаются высококвалифицированные специалисты. Поэтому, для надежного заслона преступной деятельности, нам пришлось не только усилить полицейскую борьбу с отмыванием капиталов, но и усовершенствовать наше законодательство, поставив под больший контроль финансовые потоки, банковские и другие учреждения, которые потенциально могут быть использованы для незаконных действий.

Как стало известно, в деле борьбы с "тамбовскими" у испанской полиции, помимо Литвиненко, был еще один добровольный помощник. Это известный питерский антиквар, бывший депутат Государственной Думы от Либерально-демократической партии Михаил Монастырский. Он погиб в 2007 году во Франции, а с полицией встретился незадолго до смерти, чтобы рассказать о своих связях с преступным миром.

Антиквар якобы назвал имена членом Тамбовской группировки, которые проживали в Марбелье. Разговор продолжался несколько часов и был записан сотрудниками испанской полиции. Эти звуковые материалы приложены к делу Геннадиуса Петрова и других лиц, арестованных в ходе операции "Тройка".

Во время беседы с испанской полицией россиянин рассказал, что намерен покинуть юг Испании, поскольку опасался за свою жизнь, и перебраться в Сан-Себастьян – на север страны. Однако, в конце концов он выбрал Францию, где и погиб при странных обстоятельствах 18 апреля 2007 года.
XS
SM
MD
LG