Суд отказался освободить из-под ареста мэра Волгограда Евгения Ищенко. Адвокаты намерены обжаловать это решение. Остается под стражей и ненецкий губернатор Алексей Баринов. Эти события, как и возобновившееся после отставки генерального прокурора России Владимира Устинова следствие по делу мебельного гиганта «Три кита», наблюдатели связывают с конфликтом интересов в Кремле.
«Единая Россия» намерена отстоять Волгоград
Не осталась в стороне от кадровых решений и пропрезидентская партия «Единая Россия», обратившая свой взор на Волгоград, где с должности регионального лидера единороссов слетел Олег Керсанов. По мнению местных экспертов, тень на партию бросают тесные отношения Керсанова и мэра Евгения Ищенко, который находится под арестом по обвинению в превышении должностных полномочий и незаконной предпринимательской деятельности.
Градоначальник был арестован в начале июня по решению суда Центрального района Волгограда. Прокуратура убедила суд в том, что мэр может помешать следствию, оказать давление на свидетелей или скрыться. Поэтому Евгений Ищенко был заключен под стражу. Свою оценку происходящему в Волгограде дала политолог, президент региональной общественной организации Центр гражданского образования Инна Прихожан: «Это коррупционная ситуация. Власть в городе три года назад взяла достаточно закрытая корпоративная группа, которая сделала все, чтобы весь город работал в ее интересах».
По версии регионального корреспондента РС Оксаны Загребневой, мэр Волгограда Евгений Ищенко с момента своего задержания неоднократно заявлял, что возбужденное в отношении него уголовное дело является заказным. В числе заказчиков он назвал губернатора Волгоградской области Николая Максюту, а подконтрольная Ищенко волгоградская газета "День за днем" упомянула нефтяную компанию "ЛУКОЙЛ". Напряженные отношения мэра Волгограда с компанией " ЛУКОЙЛ " и поддерживающим её губернатором области Николаем Максютой - не секрет. Ещё будучи депутатом Госдумы, Ищенко направил запрос по поводу регулярного занижения налогооблагаемой базы при уплате налогов в бюджеты всех уровней ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-Нефть" и ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка". Но областная власть сделала всё возможное, чтобы замять вопрос с платежами "ЛУКОЙЛа" в волгоградский бюджет.
Поводом для очередного обострения отношений стало принятие областной думой закона о расширении границ Волгограда, в связи с чем санитарные поля трех крупных предприятий включались бы в черту города. Среди прочих, "ЛУКОЙЛ-Волгоград-нефтепереработка" и данное нововведение вполне могло бы повлечь за собой повышение для этого предприятия налоговой нагрузки. Этот вопрос был вынесен на рассмотрение областной думы еще в марте этого года, и дума приняла положительное решение, однако губернатор наложил на него вето.
Ненецкого губернатора в СИЗО морят информационным голодом
Глава администрации Ненецкого автономного округа Алексей Баринов по-прежнему находится в следственном изоляторе. Меньше месяца назад в отношении губернатора генеральной прокуратурой было возбуждено уголовное дело, связанное с работой Баринова в дочернем предприятии «ЛУКОЙЛа» - «Архангельскгеолдобыча». Очередную попытку обжаловать решение суда адвокат Баринова Всеволод Есаков предпринял накануне. Коллегия по уголовным делам Архангельского областного суда рассмотрела жалобы на постановление Октябрьского районного суда, разрешившего проведение обыска в Нарьян-Маре. Постановление осталось неизменным. Основания для пересмотра решения нет. А значит, Алексей Баринов по-прежнему будет находиться в камере архангельского следственного изолятора. По словам представителя Ненецкого округа в столице Поморья Дмитрия Несанелиса, опальный губернатор чувствует себя хорошо, но испытывает информационный голод. Но тюремные начальники пообещали восполнить этот пробел и с 1 июля свежие издания начнут поступать в СИЗО. Вчера в Нарьян-Маре прошел митинг, на котором более 200 человек высказались в поддержку главы администрации Ненецкого автономного округа
Кому помешал Баринов?
Архангельский журналист Игорь Ключников выстроил несколько версий злоключений опального губернатора. Первая: атака генеральной прокуратуры напрямую связана с решительным отказом ненецких депутатов отозвать из Совета Федерации по представлению спикера палаты Сергея Миронова сенатора Александра Сабадаша. Но это скорее лишь повод: Алексей Баринов поддерживал инициативу Миронова, к тому же Сабадаш после задержания губернатора сразу подал в отставку. По второй версии папку с уголовным делом губернатора НАО сняли с полки только потому, что Баринов препятствовал объединению богатого округа с бедной Архангельской областью. Вариант очень сомнительный – известно, что глава Архангельской области Николай Киселёв за объединение тоже не очень ратует, но прокуратура его персоной пока не интересуется. Третья версия: уголовное дело Баринова прямое следствие конфликта двух сторон при дележе нефтегазовых залежей Ненецкого округа. 35% нефти здесь добывают дочерние предприятия компании "ЛУКОЙЛ", столько же приходится на долю дочек "Роснефти", 100%-но государственных предприятий. Хотя рынок нефти НАО по сути разделен поровну, Баринов всегда симпатизировал родному "ЛУКОЙЛу", и любил повторять – бывших нефтяников не бывает, забыв, при этом что не бывает и бывших чекистов. А они от Кремля представлены в совете директоров "Роснефти" первым президентским помощником Игорем Сечиным, кстати, сватом генерального прокурора Владимира Устинова. Последняя версия наиболее вероятна. Сечин обращается к Устинову за помощью в «ликвидации» неугодного Баринова. Генпрокуратура обращается к уголовному делу 6-летней давности. Путин, понаблюдав за действиями одной из Кремлёвских группировок во главе с Сечиным, решает слегка «обнаглевших» ребят осадить.
«Еще два-три ареста - и могло бы показаться, что страной правит Сечин, а не Путин»
Известный российский публицист Юлия Латынина убеждена, что все последние события в России - отставка Генпрокурора Владимира Устинова и возобновление следствия по делу «Трех китов» - связаны с конфликтом интересов в Кремле.
«Происходит существенное изменение правил игры, - убеждена Юлия Латынина. - Был такой коммерческий 29-й год (времена НЭПа), была партия силовиков, на которую опирался глава государства и которой было позволено все. Точно также как партия была неприкосновенна в 29-м году - сейчас возникла попытка эту партию силовиков приструнить. Когда таможня наехала на силовиков, "крышующих" "Трех китов", это было воспринято как покушение на основы. Спустя несколько лет, вертикаль власти или вертикаль беспредела укреплена, и силовики стали такой же добычей как раньше этой добычей были промышленники или тот же "ЮКОС". Если раньше дело "Трех китов" было знаковым в смысле, что никто не мог покуситься на силовиков, то сейчас оно просто рядовое. Потому что "Три кита" делят как десятки предприятий, с единственной разницей, что за "Три кита" никто не будет заступаться, потому что, извините, там редко бывали такие случаи, чтобы были просто трупы. А что касается отставки Устинова, то Устинов просто нарушил правила игры, вернее клан Устинова-Сечина. Во-первых. При официально названном путинском преемнике Медведеве они стали играть в своего преемника, которого звали Устинов. Во-вторых, они просто усилились настолько, что еще 2-3 ареста и, казалось бы, что страной правит Сечин, а не Путин».
По версии Юлии Латыниной, заключение под стражу Ненецкого губернатора Алексея Баринова и волгоградского мэра Евгения Ищенко также связано с интересами нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». «Складывается впечатление, что Устинов и Сечин намеревались заняться "ЛУКОЙЛом", - говорит Юлия Латынина. - Это желание было одной из глубоко косвенных причин отставки Устинова. Потому что еще два таких несанкционированных налета на крупнейших российских олигархов и могло показаться, что кого арестовывать, а кого - нет, решает в России Устинов, а не Путин.