Ссылки для упрощенного доступа

Как перекрыть афганский опийный поток. Проблема наркотиков для Центральной Азии


Ирина Лагунина: По данным ежегодного доклада ООН по борьбе с наркотиками («Борьба с наркотиками в Афганистане и Центральной Азии»), сегодня более половины афганских опиатов переправляется в Россию и Европу через Центрально-азиатские страны. 80% героина, изъятых в Европе, и 95% в России произведены из афганских маков и переправлены именно через центрально-азиатский маршрут. Через какие страны и какими путями поступают афганские наркотики на Запад? И какие меры принимаются в регионе, чтобы прервать этот поток. С экспертами региона беседовала Малика Рахманова.

Малика Рахманова: Согласно докладу ООН, до недавнего времени большая часть произведенных в Афганистане наркотиков попадала к западным потребителям через Пакистан и Иран. Но жесткий контроль в Иране одновременно с ослаблением пограничного режима в Центральной Азии сместили сложившийся маршрут к северу.
Сейчас больше половины афганских опиатов переправляется в Россию и Европу через Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Туркменистан и Казахстан.
Одна из стран на передовой линии наркотрафика через «северный маршрут» - Таджикистан. Таджикские правоохранительные органы в прошлом году изъяли более 6 тонн наркотических веществ. Таджикистан находится на третьем месте по изъятию опиатов после Казахстана и Киргизии. На афгано-таджикской границе действуют 4 моста, через которые ежедневно в обе стороны проходит по 20 машин. Со стороны российских чиновников не раз звучали заявления о том, что каждая вторая машина из Афганистана везет наркотический груз. В интервью российской Парламентской газете член Государственного антинаркотического комитета России Александр Торшин, заявил, что после вывода из Таджикистана российской 201-ой мотострелковой дивизии в 2005 году, объем наркопотока из Афганистана значительно вырос, а с введением в Афганистан войск НАТО объем производства героина увеличился в 44 раза.
Таджикская сторона не согласна с утверждениями российского чиновника. Начальник управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Таджикистана Мансур Бухориев сообщил радио «Свобода», что, по его данным, количество посевов в соседней стране в прошлом году, напротив, сократилось по сравнению с 2007 годом, а возросший объем изъятых наркотических веществ в Таджикистане - показатель не увеличившегося наркопотока, а, скорее, результат активной работы таджикских спецслужб.

Мансур Бухориев: В 2008 году число посевов опиумного мака на территории Афганистана на 10% уменьшилось. Если общий объем производства опиума в прошлом году где-то на 6%, если в 2007 году было произведено в Афганистане 8200 тонн, а в 2008 году было 7700 тонн. Поэтому то, что говорят чиновники, что поток увеличился, как может увеличиться, когда было меньше произведено. Я в этой части не мог согласиться. Не увеличился этот показатель, потому что органы спецслужб стали лучше работать.

Малика Рахманова: Мансур Бухориев отметил, что мак и конопля в Таджикистане практически не выращиваются, и в республике не производятся наркотические вещества. Весь поток идет из Афганистана. Таджикистан же просто в силу своего географического расположения является транзитной страной. И основная нагрузка в борьбе с наркотиками в Центральной Азии лежит именно на таджикских правоохранительных органах. Именно поэтому в стране с 1999 года действует Агентство по контролю за наркотиками.
Большую роль в транзитном «коридоре» наркоторговли играют также Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения.
Последняя, к примеру, имеет общую границу с Афганистаном протяженностью 800 км. И эта гранича фактически открыта. Несколько лет Ашхабад не предоставлял мировому сообществу информацию о ситуации с наркобизнесом. Эксперты сходятся в том, что в настоящее время в Туркмении отсутствует производство опийных наркотиков, но по территории этой страны проходят крупные партии героина.
В 2007 году в Туркмении было изъято более 3 тысяч тонн наркотических веществ. Несмотря на невысокие показатели, аналитики считают, что проблема торговли и потребления наркотиков в этой республике стоит остро. По словам независимого туркменского эксперта Фарида Тухбатулина, в годы правления Ниязова значительная часть наркотиков из Афганистана оседала внутри страны. Закрытость Туркменистана для выезда на заработки, увеличение уровня безработицы и невозможность учиться в республике стали причиной возросшей наркомании среди мужчин, в особенности молодежи. Год от года наркорынок рос, увеличивался спрос, ну а за предложением дело не стояло. С приходом президента Гурбангулы Бердымухаммедова ситуация в Туркменистане меняется, говорит Фарид Тухбатулин.

Фарид Тухбатулин: Коррупция очень была сильна в этой сфере. Есть сведения, что достаточно высокопоставленные чиновники, каждый имел свой проходной пункт на границе с Афганистаном или с Узбекистаном, откуда ввозились наркотики. И та же практика, которую ввел Ниязов – это массовые акции помилования, когда каждый год освобождались из тюрем по 8, по 10 тысяч человек и в основном те, кто был осужден за наркоторговлю. Буквально в последнее время картина меняется, потому что новый президент, его окружение более серьезно взялись за решение этой проблемы и по сведениям, которые мы сейчас получаем, тюрьмы переполнены именно потому, что последние полгода было совершено очень много арестов именно наркоторговцев. Было очень много открыто уголовных дел, то есть какие-то результаты борьба с наркотиками дала.

Малика Рахманова: В последнее время Туркменистан стал участвовать в международных программах по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Более того, из-за слабой работы в борьбе с наркотрафиком в Туркменистане был освобожден от должности первый министр внутренних дел при Бердымухаммедове Акмамед Рахманов.
Искоренить торговлю наркотиков и выявить госслужащих, которые содействуют провозу нелегального груза, призывают и чиновники Казахстана. Премьер-министр Карим Масимов на заседании правительства в последний день марта дал Министерству внутренних дел месяц на разработку программы по многоплановой борьбе с наркотиками.
Казахстан, имеющий границу с Россией длиною 7,5 тыс. км, является одним из основных пунктов переброски наркотиков дальше на Запад. В 2008 году в Казахстане изъято из оборота почти 28 тыс. тонн наркотических веществ – самый высокий показатель среди центральноазиатских стран. Впрочем, директор Евразийского центра политических исследований в Алма-Ате Рустем Лебеков считает, что высокие показатели не стоит причислять к достижениям спецслужб.

Рустем Лебеков: Меры стандартные. На границе пытаются, какие-то принимают меры по согласованию двусторонних соглашений, работа спецслужб. В целом действенность этих мер я бы высоко не оценивал. Большая часть наркотиков проходит. В последнее время появилась информация, что количество задержаний и изъятия, то есть большие объемы изымаются, но на самом деле показатель не столько эффективности работы спецслужб, сколько то, что именно сам поток увеличился, соответственно увеличились задержанные, отсюда показатели идут. В Казахстане нет группировок, которые занимаются наркотиками для внешнего распространения, он в основном для внутреннего потребления. Транзитный поток контролируется международными синдикатами и в большей степени различными спецслужбами. На самом деле наркотики давно стали оружием для политической борьбы в том числе.

Малика Рахманова: Связь между коррупцией и развитием наркоторговли подчеркивают и киргизские эксперты. В Киргизии при финансовой поддержке США 10 лет назад были созданы антинаркотические программы «Баткенский узел» и «Ошский узел». По мнению аналитиков они в какой-то степени сократили поток наркотиков в Киргизию и ее транзит. Сегодня же картина иная, говорит киргизский эксперт. Недавняя проверка Агентства по контролю за наркотиками Киргизии показала неэффективную работу ведомства в последний год. Рассказывает независимый киргизский аналитик Токтогул Какчикеев:

Токтогул Какчикеев: За последние недели это проверялось, показано, что эта служба далеко не все выполняет, и результаты борьбы гораздо хуже, чем в прошлом году, в позапрошлые годы. Это говорит о том, что в журнале «Форбс» не зря сказано, что Киргизия не зря занимает четвертое место по коррумпированности госаппарата. Я думаю, борьба нашего президента с коррупцией и его оценка коррупции как одной из угроз национальной безопасности, не зря сказано, потому что в сферу влияния коррупции входит так же легальное прикрытие государственными чиновниками наркотрафика.

Малика Рахманова: Спецслужбы другой страны региона – Узбекистана, - также находящейся на карте «северного маршрута», в 2008 году, по данным ООН, изъяли 3,5 тыс. тонн наркотиков. Исторически основным видом наркотиков, производимых и потребляемых в этой стране, являлся конопля и ее производные (листья марихуаны, гашиш и гашишное масло). По словам ташкентского независимого эксперта Абдусалома Эргашева, выращивание конопли длительное время не имело коммерческой основы и производилось для личного употребления. В последнее же время, несмотря на жесткую борьбу официальных властей, в Узбекистане налаживается товарное выращивание конопли, а также транспортировка наркотических веществ. По оценкам ООН, максимальное количество потребителей опиатов в прошлом году было зафиксировано именно в Узбекистане. Абдусалом Эргашев считает, что жесткий запрет наркотиков, наоборот, делает их привлекательными для людей.

Абдусалом Эргашев: Узбекистан стал коридором наркотрафика. Это продолжается, с каждым годом увеличивается количество наркотиков, которые отправляются через центрально-азиатские страны. Принимаются, ужесточаются законы, ответственность за преступления, связанные с наркотрафиком усиливается. Но несмотря на это, коррупция государственных и правоохранительных органов, действительно очень минимальная ответственность.

Малика Рахманова: Узбекские власти регулярно проводят операции на границе. В рамках проектов ООН в Узбекистане также действуют программы по предотвращению незаконного оборота наркотиков, создана лаборатория по разработке особого вида грибка, который способствует уничтожению посевов конопли.
Ощутимый удар по наркобизнесу в Центральной Азии, по мнению многих экспертов, нанесла комплексная оперативно-профилактическая операция с участием государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности под названием "Канал-2008". Эта операция организована для выявления каналов транспортировки наркотиков по «Северному маршруту» и в регионах, непосредственно примыкающих к Афганистану. К примеру, только за один месяц спецлужбами стран-участниц ОДКБ было пресечено 27 каналов контрабанды наркотиков и психотропных веществ.
Однако проблема остается, а порой даже становится острее. Специалисты ООН отмечают, что для успешной антинаркотической кампании в странах «северного маршрута» необходимо, в первую очередь, искоренить коррупцию среди спецслужб и государственных структур. Это - один из ключевых факторов увеличения незаконного оборота наркотиков в Центральной Азии – убеждены эксперты.
XS
SM
MD
LG