Ссылки для упрощенного доступа

Варвары уже здесь


Каждое поколение взрослых видит в новых технологиях разрушительные тенденции. Платон совершенно справедливо предупреждал: «Письменность и чтение уничтожат ораторское искусство»
Каждое поколение взрослых видит в новых технологиях разрушительные тенденции. Платон совершенно справедливо предупреждал: «Письменность и чтение уничтожат ораторское искусство»

Когда-то, на экранах американских телевизоров каждый вечер, в половине десятого появлялась надпись (а кое-где и сейчас появляется): «Сейчас 9 часов 30 минут. Знаете ли вы, где ваши дети?» Этой надписью имелось в виду напомнить родителям позвать детей с улицы, где они играли с приятелями, и загнать в постель. Сейчас все знают, где их дети — они сидят перед экранами компьютеров.


Пятнадцатилетняя Брэнда Джонс орудует в гостиной с отцовским компьютером iMac. На коленях – учебник. Бренда делает на компьютере домашние задания в перерывах с важным разговором по мобильнику с подругой из соседнего дома: «Ты что завтра наденешь?… А туфли?» Ко второму уху Брэнды навсегда прирос наушник, в котором бьется, как прибой, музыка с интернет-сайта iTunes. Брат Бренды, четырнадцатилетний Пирс — в спальне, перед своим компьютером. Само собой, через наушники бьется iTunes. Но, вообще, у Пирса другой распорядок дня, чем у сестры: он разглядывает сайт любимой актрисы Киры Найтли, болтает в чат-рум MySpace с приятелем, и одновременно обменивается посланиями в программе мгновенных сообщений (instant мessenger). Сообщения примерно такие: Пирс пишет: «Sup?» — что на сленге значит "What's up?" («Что нового?»). Друг отвечает: «nm u?» — что в переводе на человеческий язык значит "Not much. You?" — то есть, «Ничего особенного. А у тебя?». Пирс отвечает: «Same» — «То же самое». На этом лаконичная переписка кончается, и Пирс вступает в контакт со следующим корреспондентом.


Это — отрывок из напечатанной в журнале Time статьи Клодии Уоллес «The Multitasking Generation» — «Многоцелевое поколение». По недавнему опросу, 82% американских подростков к седьмому классу школы не только подключены к интернету, но и занимаются на компьютере сразу несколькими операциями: интернетная игра, iTunes, e-mail, Instant Messenger (IM), кино, поисковая программа Google, чат-рум MySpace, и т. д. Этот процесс и назвали "multitasking" — решение многих задач одновременно. В среднем, дети в Америке проводят за компьютером по шесть с половиной часов в день — и это время не увеличилось за последние три года. Но multitasking, по своей интенсивности, превращает шесть с половиной в восемь с половиной. Именно поэтому поколение нынешних подростков и получило название «многоцелевое поколение», или сокращенно «Поколение М». Рассказывает автор статьи, Клодия Уоллес: «Из всего материала, который я собрала, и на примере моих собственных детей, я убедилась, что из-за одержимости интернетом подростки теряют важную способность: способность к неторопливости. Мы и сами — взрослые — не можем замедлить бег своей жизни. Мы не можем оглядеться, подумать, надолго сосредоточить мысль на чем-то важном. Мы теряем эту привычку. А дети даже и не приобретают ее. Конечно, электроника заметно облегчила нам жизнь. Даже не верится, что интернет вошел в обиход всего каких-нибудь 15 лет назад. Но электронные удобства, благодаря своей поразительной привлекательности, отнимают у нас детей. Дети живут в своем собственном мире, надежно огражденном от родителей и учителей электронными барьерами. Они прыгают от одной развлекательной или познавательной компьютерной операции к другой, не в силах оторваться. И так вот носиться по поверхности явлений входит у них в обычай, в привычку, свойственную целому поколению».


Антрополог из Лос-Анджелесского университета Элеанор Окс, которая 20 лет наблюдала за семьями с детьми-подростками, написала в своем отчете: «Я не знаю, изменится ли личность под влиянием новых, multitasking, компьютерных процессов, но отношения в семьях явно изменились. В группе из 35 семей, которых мы обследовали, только один раз из каждых трех, дети, сидевшие за компьютером, отвечали на приветствие отца, вернувшегося с работы. Да и то, лишь кратким "Hi". Подобный момент запечатлен в фильме Анга Ли "Ледяной шторм":


"— Привет ребята, я вернулся.
— А разве ты уезжал?
— Да, Майки, меня не было две недели. Ну, а как в школе?
— Не знаю… Вроде, ничего.
— О’кей".


Мы наблюдали, — пишет профессор Окс, — как трудно родителям попасть в электронный космос подростка. Из сотен наших видеозаписей становиться очевидным, что в большинстве случаев, уставшие родители в конце концов отказываются от попытки оторвать ребенка от компьютера, во избежание семейного скандала. И на десятках кадров наших видеозаписей видно, как вернувшиеся с работы отцы на кухне заглатывают обед в угрюмом одиночестве. Как правило, семьи больше не обедают вместе, и не беседуют».


Антрополог профессор Окс упомянула, что не знает, как влияет на личность ребенка вот эта практика «multitasking», когда дети ищут на Google имя знаменитого спортсмена, одним глазом смотрят по телевизору популярное шоу American Idol, ведут шесть разговоров на Instant Messenger, и, между прочим, готовят уроки. Были ли какие-нибудь исследования на эту тему? — спрашиваю я Клодию Уоллес: «Это — трудный вопрос. Многие педагоги чрезвычайно встревожены, но пока это только их наблюдения. Университетские профессора говорят, что новое поколение студентов заражено интеллектуальным верхоглядством. По самым сложным вопросам они хотят получить быстрый и точный ответ. Они не понимают двойственности, неясности, многоплановости; только белое и черное, плохое и хорошее, good guys и bad guys. Поэтому профессора истории боятся тенденции студентов к упрощению картины мира — ведь скоро в руках этих студентов будет судьба страны, и непонятно, смогут ли они, став взрослыми и заняв высокие посты, рассматривать серьезные политические проблемы во всей их сложности, или будут хвататься за то решение, которое выглядит заманчиво на первый взгляд. Они теряют терпение как качество ума, а решение мировых проблем — дело отнюдь не простое».


В книге «Второе Я. Компьютер и одухотворенность», профессор обществоведения Шерри Тёркл сообщает, что на лекциях всемирно знаменитых ученых, «великих умов» – как она пишет – студенты не отрываются от своих лэптопов: проверяют почту, доделывают задания, обмениваются комментариями относительно лекций. Один ученый сказал студентам: «Я — живой человек. Не реагируйте на меня, как на телевизор». Клодия Кунс — профессор истории из университета Duke — была потрясена, когда группа студентов сообщила ей, что они уже давно не прочитывают ни одной книги от начала до конца. Только просматривают. Вскоре профессор Кунс убедилась в том, что новые студенты гораздо лучше воспринимают зрительный и звуковой ряд, чем тексты. Поэтому она показывает им фильмы и дает слушать кассеты. А читать — только статьи. «И это — университет Duke! — восклицает профессор Кунс в ужасе: — Ivy League! Гордость нации!»


Человеческий мозг обладает довольно большой способностью ко многоцелевой деятельности. Например, можно совмещать механические действия с обдумыванием, вести машину и слушать радио. Но вы не можете одновременно подсчитывать свои налоги и писать эссе. Я специально проводил тесты с подростками, которых все считают мастерами multitasking. Никакого принципиального отличия. На двух разных мыслительных процессах они могут сосредоточиться только по очереди. Правда мозг обладает способностью быстро менять сферы сосредоточенности, оставляя предыдущие в памяти, а потом выхватывая их оттуда. В юности, эта способность значительно сильнее, чем в старости, и именно это часто создает у подростков впечатление одновременной деятельности. Но это только видимость. Поэтому совмещая приготовление домашнего задания с болтовней в chat rooms, дети делают уроки не за полтора часа, а за пять. Но даже если заниматься одновременно совместимыми операциями, то надо понимать, что способность к многоцелевой деятельности имеет свой предел. Мозг нуждается в отдыхе, и те, кто постоянно его насилуют, теряют способность к сосредоточенности и приобретают то, что мы называем суетливостью рассудка.


Так описывает детский психиатр из Мичиганского университета Дэвид Майер перспективы multitasking. Что же делать? Как спасать детей? Советы льются рекой. «Вникайте в то, чем занимаются дети». «Установите лимит времени, которое они могут проводить у компьютера». «Не подавайте дурной пример сами». «Не давайте технологии украсть у вас детей». Спасибо. Только как всего этого добиться? «Мы еще такие новички в электронных технологиях, что пока не знаем, как их обуздать, и совершенно потеряны в этом смысле, — считает Клодия Уоллес. — Но психологи уже делают разные конкретные предложения, среди которых одно мне понравилось: ввести в школьные и университетские программы такой курс "Как научится валяться под деревом и читать книгу"».


Я сама бы с удовольствием взяла такой курс. Кстати, хочу напомнить, что сам изобретатель компьютера Алан Тьюринг, придумал его принцип, валяясь на траве на одной из лужаек Кембриджа. Но пока курсов по медитации нет, многие родители не знают, что делать. Трагикомическое признание опубликовал журналист Майкл Даффи.


В пригороде Вашингтона, где я живу, для подростков есть интернетный адрес facebook.com. Созданный Гарвардским студентом, facebook.com стал чем-то вроде секретного клуба для избранных -- то есть для старших школьников и студентов. Моего сына эти chat rooms засасывают, как зыбучий песок. Я бессилен. Какой бы замок или пароль я бы ни ставил на компьютер, мой пятнадцатилетний акселерат знает, как его обойти. По сравнению с ним, я — жалкий самоучка. И вот наказание: на днях, пытаясь возвести еще одну баррикаду, я случайно стер половину его курсовой работы.


Испокон века, каждое поколение взрослых видит в новых технологиях их тенденцию разрушения. Платон предупреждал (и совершенно справедливо): «Письменность и чтение уничтожат ораторское искусство». Автомобиль отнял у нас способность к созерцательности. Телефон привел в упадок эпистолярный жанр. Место ораторского искусства заняла литература. На смену созерцательности пришла драма. А эпистолярный жанр был возрожден в электронной почте. И оптимисты, вроде литератора Стивена Джонсона, приветствуют Поколение М:


Я верю, что эта неожиданная, дерзкая активность в совершенно новой сфере компьютерных коммуникаций не отупляет детей, а наоборот, заостряет их ум. Они анализируют сложные системы, учатся находить любую информацию, устанавливать и сохранять человеческое общение, использовать старые технологии для решения новых задач. Всему этому они учатся просто для удовольствия, в свободное время. Вот и решайте, что им больше пригодится в будущей жизни и работе: это, или штудирование старых учебников. Нам не укрыть их от ветров электронной революции. Пусть учатся надувать этим ветром свои паруса.


Каким же вырастет это новое Поколение М? Примитивными верхоглядами, варварами, или неким новым типом человека? Недавно вышел новый, очень интересный канадский фильм «Нашествие варваров». Пожилой человек умирает от рака. Либерал, социалист, профессор истории, очень небогатый. Поэтому он лежит в переполненной больнице, в палате на шестерых, страдает от ужасных болей. И жена говорит ему, что вызовет сына, с которым у отца уже давно порваны отношения.


— Я вызвала Себастьяна. Он один может тебе помочь.
— Чем мне может помочь этот примитивный человек, который не прочел в жизни ни одной книги? Ни одной!
— Он книг не читает, но зарабатывает за один месяц больше, чем ты за целый год.


И жена вызывает сына. Приезжает молодой человек, наш выросший герой. Он — брокер крупной финансовой фирмы, мастер e-mail-ов, SMS, компьютерных программ, и видеоклипов. С лэптопом, с мобильным телефоном, с деньгами, и со знанием реального мира. Он покупает за деньги все блага, недоступные канадской, социалистической, бесплатной медицине, включая услуги профсоюза больничных рабочих. Он, по интернету, налаживает связь с лучшим специалистом, щедро оплачивая время его консультации. Он находит полицейского детектива, который помогает ему достать героин, чтобы избавить отца от мук. Он вызывает всех друзей отца — интеллектуалов — оплатив им при этом все дорожные расходы. И он получает на экран своего лэптопа прощальное видеописьмо отцу от дочери, которая находится в это время на корабле в Тихом океане. Этот, не читающий книг, стоящий двумя ногами на земле человек, дает отцу возможность умереть, сохранив человеческий облик и достоинство. И, умирая, отец говорит друзьям:


— Интеллект был всегда. В библейские времена, в Египте, в Греции, в Америке. Но когда он дряхлеет, нужны варвары, чтобы его омолодить. Варвары уже здесь. Слышите? Их принц идет.


И все, со смесью восхищения и опаски, оглядываются на молодого человека с компьютером в руках.


XS
SM
MD
LG