Ссылки для упрощенного доступа

Россия не Европа


Аркадий Мошес считает, что начать нужно с облегчения жизни "благонадежных путешественников"
Аркадий Мошес считает, что начать нужно с облегчения жизни "благонадежных путешественников"
Перспективам безвизового режима между Россией и ЕС посвящен новый доклад Финского института международных отношений, презентуемый сегодня в Москве. Директор российской программы Института Аркадий Мошес ответил на вопросы Радио Свобода.


- Инициатива постепенного перехода к безвизовому режиму поездок из России в страны Евросоюза и обратно была выдвинута президентом Путиным в 2002 году. Она была встречена с большим энтузиазмом. А что происходит сейчас? Есть движение в "безвизовом" направлении?

- Должен заметить, что у европейской стороны эта идея, к сожалению, большого энтузиазма не вызывала с самого начала. Если же кратко охарактеризовать то, что происходит сейчас… Скорее, мы все еще находимся в фазе либерализации и оптимизации визового режима, но практически не движемся к чему-нибудь сколько-нибудь отдаленно напоминающему программу перехода к режиму безвизовому. При этом система функционирования собственно визового режима сталкивается с все более серьезными проблемами. В период экономического кризиса эти проблемы могут несколько уменьшиться благодаря сокращению количества желающих ездить в обе стороны. Но затем, скорее всего, проблемы вернутся.

- Вы сказали, что у европейской стороны с самого начала не было большого энтузиазма. Но российская-то сторона такой энтузиазм демонстрировала?

- Со стороны России звучали достаточно серьезные заявления. Они полностью соответствовали проводившейся или, по крайней мере, декларировавшейся в период первого президентского срока Владимира Путина политике так называемого "европейского выбора": всяческого сближения с Европой, построения с Европой общих пространств. Идея перехода к безвизовому режиму была очень популярна среди россиян. Но Россия как тогда, так и сейчас ничем не подтвердила, что она действительно готова к открытию своих границ для европейцев… Так что с самого начала всё это вызывало определенные вопросы.

- Теперь уже окончательно ясно, что переход к безвизовому режиму "Россия – ЕС", в лучшем случае, дело отдаленного будущего. Ни российские руководители, ни представители Евросоюза не называют даже приблизительных сроков. Но можно что-то сделать уже сегодня для облегчения контактов россиян с Европой?

- Думаю, что стоило бы несколько "переформатировать" уже существующее соглашение о либерализации визового режима. Оно устанавливает определенные льготы и привилегии для отдельных категорий, которые так или иначе определяются по профессиональному признаку, а также для родственников людей, проживающих на территории России и Европейского союза. Имело бы смысл изменить этот принцип и во главу угла поставить, если угодно, историю поездок. То есть если человек несколько раз ездил в Россию из ЕС (или наоборот) и возвращался, не создавая никаких проблем для принимающей стороны, можно было бы облегчить для него дальнейший въезд. Вплоть до предоставления таким "благонадежным путешественникам" многократной визы на весь срок действия их паспорта. Можно было бы подумать о том, как облегчить визовый режим для некоторых категорий российских и, соответственно, европейских туристов.
Сохранение визового режима лишает веса все заявления о стратегическом партнерстве между Россией и Европой.



Но главное – нужно все-таки вписывать идущий ныне диалог о либерализации визового режима в концепцию перехода к режиму безвизовому. Другими словами, консультации, которые ведутся между Россией и Европейским союзом, должны быть нацелены на выработку критериев, по достижению которых – Россией, прежде всего, – такой переход мог бы стать возможным. Сегодня этого не делается, процесс потихонечку забюрократизировался, как это произошло и с некоторыми другими российско-европейскими диалогами. И поэтому даже правильные технические меры по облегчению визового режима принимаются вне стратегического контекста.

- С вашей точки зрения, какая из сторон должна и может первой сделать реальные шаги к безвизовому режиму?

- Думаю, что главным принципом в переходе к безвизовому режиму должен быть его двусторонний и одномоментный характер. Есть опыт Украины: она в одностороннем порядке отменила визы для европейцев, что никоим образом не приблизило безвизовый режим для украинцев в Европе. Этот опыт показывает, что все действия должны быть обоюдными. Все шаги могут быть и должны быть согласованы.

- Кто заинтересован в том, чтобы всё-таки началось движение в этом направлении?

- С европейской стороны это, прежде всего, экономические субъекты. Ведь в европейских странах российский турист сегодня, как правило, не воспринимается как какая-то проблема или угроза безопасности, чаще всего он желанный гость. Если же говорить о россиянах, то и здесь экономическую мотивацию не стоит сбрасывать со счетов. Но главное – это, в общем, именно "европейский выбор". Снятие визовых барьеров подчеркнуло бы цивилизационную принадлежность России к Европе.

Сохранение визового режима является, пожалуй, одним из наиболее серьезных знаковых факторов. Этот фактор лишает веса все заявления о стратегическом партнерстве между Россией и Европой. Поскольку, если стороны не могут договориться о столь элементарных вещах, как безвизовое посещение друг друга сроком до нескольких десятков дней, то говорить о стратегическом сближении просто нет никаких оснований.
XS
SM
MD
LG