Ссылки для упрощенного доступа

Советский шпионаж и НАТО. Итоги.


Владимир Тольц: Эту передачу я решил посвятить 60-летию Организации Североатлантического договора (НАТО). В основе ее документы. Правда, документы не натовские. А кагебешные. Года полтора назад их любезно предоставил мне мой коллега – литовский историк Арвидас Анушаускас, являющийся, так сказать, «по совместительству» председателем парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Сейма Литвы. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить его за это и отметить, что бумаги, о которых сейчас пойдет речь связаны вовсе не с противостоянием литовских чекистов, как они выражались в своих статьях, «агрессивным устремлениям блока НАТО» и «проискам натовских разведок» против уже не существующей Литовской Советской Социалистической Республики. В них речь совсем о другом.

Итак, десятки страниц материалов, лежащих передо мной, это копии секретных и совершенно секретных документов, исходивших из разных отделов Первого Главного Управления КГБ СССР в 1979-89 годы, а также адресованные туда бумаги из литовского КГБ. Все это, расставаясь с обретшей независимостью Литвой, чекисты по ошибке или иным причинам (не будем гадать!) оставили не уничтоженным в Вильнюсе. И весь этот документальный комплекс касается советского шпионажа против НАТО.

По содержанию и качеству своему документы самые разные. К примеру, «ориентировка» «О совершенствовании и усилении работы по НАТО», в которой трескучих и пустопорожних фраз вроде такого:

Подталкиваемые администрацией США военно-политические круги НАТО, прикрываясь тезисом о «советской угрозе» и лицемерной компанией «в защиту прав человека», пытаются скомпрометировать и подорвать процесс разрядки, создать атмосферу напряженности и конфронтации, повернуть отношения между двумя мировыми общественными системами в русло «холодной войны».

Владимир Тольц: Что интересно: словосочетания «советская угроза», «защита прав человека» и даже «холодная война» закавычены – видимо, чтобы подчеркнуть: это «не наши» слова. Позднее, в Перестройку чекисты перестроились – стали писать «права человека», а «холодная война» (она им - «мать родна»!) даже с большой буквы. Но все это – потом...

А, читая резолюции и пометы на этом документе 1979 г., любопытно проследить в них демонстрацию показной, бюрократической исполнительности в отношении «бумаги сверху», аж из самой Москвы. Получив ее, тогдашний глава Литовского КГБ генерал Петкявичюс, немедля дает ход идеологической пустышке:

Документы старательно изучите со всем оперсоставом 1-го отделения, желательно на нескольких занятиях и примите меры по исполнению с использованием возможностей всего отдела и других подразделений КГБ.

Владимир Тольц: Через две недели (надо же показать, что прошло не одно а несколько занятий!) ему докладывают:

Документ изучен с оперсоставом отдела.

Владимир Тольц: Что же так долго штудировали литовские гебешники? Неужели страшилки вроде того, что сессия НАТО в Вашингтоне «в ходе которой страны-участницы приняли беспрецедентную по своим масштабам военную программу активного перевооружения, рассчитанную до 1993 года»? Да нет! После пропагандистской трескотни следовала, как водится критическая часть:

Работа по НАТО не всегда строится планомерно и целеустремленно. Мероприятия по агентурному проникновению в НАТО нередко проводятся шаблонно, без тщательного изучения объектов агентурного проникновения и подходов к ним. По-прежнему слабое внимание уделяется разработке промежуточных объектов, других национальных учреждений и организаций стран – участниц блока, где концентрируется интересующая разведку информация.

Не получила еще достаточного развития работа по приобретению перспективной агентуры с целью ее последующего внедрения в основные и промежуточные объекты НАТО. Такие положительно зарекомендовавшие себя формы работы, как вербовка через агентов –вербовщиков, вербовка «под чужим флагом», привлечение вспомогательной агентуры в объекты НАТО извне, привлечение вспомогательной агентуры к выявлению среди персонала НАТО кандидатов на разработку, используются недостаточно активно.

Владимир Тольц: Ну, а после этой критики следовали уже вполне деловые установки – сильно расширенный перечень приложения шпионской активности. В качестве «объектов НАТО» и связанных с Альянсом организаций и учреждений КГБ в Бельгии, к примеру, теперь интересовало практически всё – от секретариата НАТО и канцелярии бельгийского премьера до организации «Молодых социалистов Фландрии» и «Христианского движения за мир». Ну, а дальше – все тогдашние европейские члены НАТО от Голландии до Португалии, а в них опять же всё от министерств и заводов, до членов молодежных организаций, которых можно завербовать, когда они находятся в турпоездках. Да, еще и США надо не забыть!

Поначалу я недоумевал: зачем вся эта «география» литовскому КГБ, у которого своих местных проблем и с католиками, и с диссидентами, и с литовскими националистами, и с сионистами «выше крыши»?

Ответ обнаружился в обстоятельном донесении председателя литовского КГБ Петкявичуса заместителю начальника 1-го Главного управления КГБ Союза ССР вице-адмиралу Усатову. Процитируем отрывок.

«Исходя из реальных возможностей по странам НАТО с позиции республики, нами определены следующие направления для развертывания разведывательной работы по этому блоку. Первое: использование имеющейся закордонной агентуры для ведения визуальной разведки, завязывание связей среди чиновников и служащих объектов НАТО и получения наводок на лиц, пригодных в разведывательном плане: Шварца, немца литовского происхождения, гражданина ФРГ, инженера, представителя фирмы «Липперт», изготавливающей шлифовально-полировальные материалы и инструменты, применяемые в электронной промышленности и технике связи. По месту своего жительства, город Херренгберг, он поддерживает добрососедские отношения с неким Иоганном Шнебергером, управляющим домами, в которых проживают высший офицерский состав частей НАТО, дислоцирующихся в районе города Штутгарта. Одиссея, гражданина США, профессора Колумбийского университета, специализирующегося по проблемам сопротивления материалов и выполняющего научные исследования, связанные с военными заданиями НАТО. Пилеса, гражданина США, профессора Вирджинского университета, специалиста по расчету конструкций, по профилю выполняемых исследований непосредственно с выполнением военных заказов. Шурина, гражданина США, руководителя группы в Нью-йоркском университете, занимающегося разработкой аппаратуры, устанавливаемой на спутниках-шпионах, и имеющего связи среди крупных специалистов по военной тематике. Работа с выше указанными закордонными источниками по проблемам, изложенным в вашей ориентировке, будет осуществляться с территории СССР во время их предстоящих приездов в республику».

Владимир Тольц: В общем, даже в одной только Литве дело шпионажа против НАТО было поставлено на широкую ногу...

А ведь рядом были еще и Латвия с Эстонией, многие выходцы из которых жили в странах НАТО – их тоже не стоит забывать. (Некоторые соответствующие документы на эту тему уже вполне доступны исследователям). А Армения и разбросанные по всему миру армяне? А еврейская эмиграция? А патриотические украинцы – жители США и Канады, поддерживающие связи со своей исторической родиной Украиной? – Это всё – отдельные песни. В общем «широка страна моя родная». И всюду «наши люди». А у тружеников «щита и меча» помимо хлопот с «внутренним врагом» в лице соотечественников, населяющих одну шестую мировой суши, теперь еще и эта НАТО...

Сегодняшняя передача посвящена 60летию НАТО и советскому шпионажу против этой организации. В основе ее документы ПГУ КГБ СССР и литовского КГБ, о которых я рассказываю не только вам, уважаемые слушатели, но и полковнику Виктору Николаевичу Баранцу – бывшему эксперту-советнику начальника Генерального штаба Советской Армии, дослужившемуся аж до должности пресс-секретаря министра обороны России (это тоже в прошлом), ныне Баранец – мой коллега-журналист. И вот я читаю ему бесконечный список «интересов» КГБ в НАТО – от системы СОИ до информации «о мобилизационных мероприятиях в ФРГ и строительства итальянского крейсера «Гарибальди», донесения о том, что удалось КГБ по этим темам своровать (нашпионить, раздобыть – тут разные термины употребляют) и спрашиваю: ну, и что? Каков эффект? Каков коэффициент полезного действия этой работы? Где теперь это КГБ? Где Советский Союз, который эти самые чекисты вместе с Советской Армией обещались до последней капли крови защищать? А НАТО наоборот до того же результата ослаблять?

Виктор Баранец: Итак, 1979-89 – это так называемое гремучее десятилетие, когда противостояние советской и натовской разведок находилось на своем пике. Естественно, что и советская разведка напрягалась изо всех сил, и натовская разведка, и штатовская разведка. В общем-то, это нормальное положение вещей. Меня здесь абсолютно ничего не удивляет – это две гигантских разведывательных машины, их еще у нас называли «золотыми пылесосами».

Владимир Тольц: Не со всем могу тут согласиться! Считай меня хоть консерватором, хоть брежневистом – я, как и Киссинджер с Рейганом (только не подумай, что я уподобляю себя этим великим!), как Брежнев и Горбачев, - да много их разных, - полагаю, что пик холодной войны давно уже миновали. И пресловутый детант, и начавшаяся в середине 80-х Перестройка – тому доказательство... А вот насчет «золотых пылесосов» - согласен! Не мне считать деньги американских налогоплательщиков. Да они и побогаче простых советских граждан на круг. А вот то, КГБешные борцы с НАТО денег из казны повысосали изрядно, это из рассматриваемых документов явствует недвусмысленно.

Виктор Баранец: Вот тот массив информации, который лежит перед тобой, он свидетельствует о том, что советская разведка пыталась высасывать из НАТО все вкусненькое и не вкусненькое, что попадалось ей под руку. Здесь есть один достаточно интересный момент, он не пахнет никакой сенсационностью, но он относится к реалиям жизни. Интересовало советскую разведку все, начиная от ядерных кодов Белого дома и заканчивая структурой металла, из которого делаются пуговицы на кальсоны натовских солдат. Все было в зоне интереса нашей разведки.

Владимир Тольц: Ну, а проку-то? Ну, сперли эти пуговицы, заплатив немерянно (дешевле было в универмаге купить!) и что?

Виктор Баранец: Вот, действительно, наворовали много, набили телегу до упора развединформацией, а как это все сказалось на отношении, прежде всего, возьмем, с одной стороны, на ослаблении, как ты сказал, НАТО, а с другой стороны возьмем – на научно-технический прогресс Советского Союза. Итак, возьмем НАТО. Вот тут я, тотально изучая характер этих отношений и по роду службы, и по роду своей военно-журналистской деятельности, меня отношение сначала Советского Союза, а потом уже России, они сильно смешат. Почему? Возьмем простой факт: начиная с 1992 года, когда мы стали активно контачить с НАТО, когда мы стали придумывать разные программы, комитеты, когда полпред России осел в кабинетах в Монсе, нам преподносили, что, в общем-то, это необходимо для того, чтобы выстроить глобальную политику, чтобы найти общую схему отношений. И я, конечно, не исключаю, что так же, как и в советское время, наши разведслужбы и в том же НАТО пахали на славу. Но что мы имеем в итоге? Начиная с 1992 года, мы чуть ли не на коленях упрашивали НАТО не продвигаться. Были затрачены баснословные суммы на содержание аппарата, который там присутствовал в штаб-квартире НАТО, на заседания, на совместные учения, на программы, на эти все разговоры о приведении к единым стандартам НАТО. И что мы имеем в итоге? В итоге мы имеем простую, ясную вещь – НАТО под бравурные доклады наших полпредов из штаб-квартиры НАТО, Североатлантический блок успешно решил все свои задачи и встал там, где ему было положено. Отсюда делаем вывод, что в этой политике в противостоянии НАТО и дипломаты, и военные, и разведка фактически не сыграли никакой роли, чтобы хотя бы противостоять продвижению НАТО на Восток. Я не побоюсь сказать прямо, с беспощадной откровенностью: в игре с НАТО Россия потерпела полное поражение.

Владимир Тольц: Так, с этим ясно! Теперь давай о другом: ПГУ КГБ (да и ваш Главразведупр Генштаба Советской Армии тоже не стоит забывать) – этот «золотой пылесос» не только высосал из своей страны немалые деньги, но ведь и из тех же стран НАТО тоже немало насосал. Не денег, а секретов, причем не только военных, но и технических, и технологических, и научных.

Виктор Баранец: Здесь одна есть такая, извините за сленг, фишка, ученые по-другому говорят, - это использование того секретного резерва или секретных данных, ноу-хау, которые были стащены на Западе. Каждое из этих новшеств, допустим, как покрывать стенки ракетного двигателя, чем покрывать, чтобы они меньше прогорали. Вот была такая научно-техническая бяка, над которой долго бились и американцы, и россияне. И они долго не могил прийти к какому-то единому выводу. Но секретные лаборатории работали параллельно. Ну, есть такая вещь, когда идут нос к носу - это некий закон развития военно-технического прогресса. Ну, стащили мы некие секретные данные по поводу обработки стенок двигателей. Но чтобы реализовать, залезть в это пианино, понять, как там струнки дергаются, нам так и не удалось. Не смотря на то, что были потрачены гигантские деньги. И когда были потрачены гигантские деньги, вдруг выяснилось, что некий дядя Ваня, простой советский инженер, он ночью додумался до того, что придумал свое собственное ноу-хау, и те гигантские затраты агентурные, финансовые, физические, моральные, они в общем-то вылетели в трубу. О чем я здесь говорю? Можно завтра в Соединенных Штатах, в Германии, в Испании стащить секретнейший блок, который позволяет, допустим, нашей ракете маневрировать в космической выси. Можно это все сделать. Но для того, чтобы до самого главного, до полной реализации, для этого надо иметь соответствующий научно-технический потенциал. Так вот здесь и разгадка, что мы иногда привозили с Запада, добывали потом, кровью, смертями сотен наших сотрудников спецслужб, мы привозили золото, а в исходе получали какую-то непонятную капусту. Вот это меня, конечно, тоже всегда волновало.

Владимир Тольц: Ну, теперь, то, что мы читаем в наших документах, – уже прошлое. Но как ты считаешь, почему все же ни сворованные у НАТО высокие технологии, военные тайны и научные секреты не помогли сохранить противостоящую Организации Северо-Атлантического договора политическую структуру?

Виктор Баранец: Здесь, Владимир, я выскажу такую точку зрения, что масса секретной информации, добытая не только на Западе, по всему миру, добытая разведслужбами, она очень плохо соотносится с политическим устройством государства, в которое попадает эта информация. Потому может вам сейчас и не понравится мой ответ, но я все-таки утверждаю, что это слишком разные вещи.

Владимир Тольц: Ну, разные – не разные! Давай подводить итог. НАТО, против которого шпионили советские спецслужбы (не только КГБ, и не только советские, гедеэровцы, например, тут тоже в «передовиках» ходили) НАТО отмечает 60-летие. Усилия (в том числе шпионские) сократить его жизнь, особым успехом не увенчались. А где эти его противники – та же ГДР? Где Советский Союз? Давай подводить итог. Хотя бы промежуточный – еще не вечер…

Виктор Баранец: Если подводить итоги в целом и связывать их с темой разговора и НАТО, то я хочу, прежде всего, констатировать очевидное, что какие гигантские потуги не были затрачены Советской разведкой на добывание секретов, они фактически никак не компенсировали ту, я, не побоюсь сказать, безмозглую советскую политику, которая привела к разрушению Варшавского договора. И факт остается фактом: Варшавского договора нет, НАТО есть. НАТО нам страшно не нравится, но мы должны признавать, что это ,действительно, фактор мировой политики, который зачастую не отвечает стратегическим интересам России, а, собственно, как может быть по-другому?

XS
SM
MD
LG