Ссылки для упрощенного доступа

Судьба «Коммерсанта» еще не решена


Генеральный директор издательского дома «Коммерсант» Демьян Кудрявцев в интервью «Ленте.Ру» сегодня опроверг появившуюся ранее информацию о том, что издание продано компании Романа Абрамовича Millhouse Capital за 120 миллионов долларов. О том, что в ближайшее время будет заявлено об этой сделке, накануне рассказала обозреватель «Еженедельного журнала» Евгения Альбац, комментируя Радио Свобода выступление Владимира Путина на Всемирном газетном конгрессе. По ее словам, «последнее свободное издание в России будет продано за 120 миллионов долларов бизнесмену, который в свое время купил у Березовского ОРТ, а потом подарил его Кремлю».


Тему продажи «Коммерсанта» обсуждает и газета The Moscow Times. В статье, опубликованной изданием, говорится, что Абрамович «вот-вот купит газету "Комерсантъ", то есть одно из последних независимых СМИ в России окажется в руках человека, преданного Кремлю». «Среди средств массовой информации ходят слухи, - продолжает The Moscow Times, - что Millhouse, недавно созданная российская инвестиционная компания Абрамовича, планировала купить или уже купила газету, а коммерческий директор "Коммерсанта" Павел Филенков сказал во вторник, что издательство ,"вероятно" , провело переговоры с Millhouse».


В свою очередь источник Радио Свобода в издательском доме «Коммерсантъ» сегодня не подтвердил информацию о готовящейся сделке, но и не опроверг ее.


По словам гендиректора Кудрявцева, «если говорить о сути вопроса, то "Коммерсант" не продан». «"Коммерсант" стоил бы 120 миллионов, если бы в нем работала Евгения Альбац. Но поскольку она работает в другом издании, "Коммерсант", очевидно, стоит дороже", - добавил он в интервью «Ленте.Ру». На вопрос о том, ведутся ли в настоящее время переговоры по поводу продажи газеты, гендиректор издательского дома ответил: «Очень многие структуры обращаются к нам с предложением продать им "Коммерсант". Все эти предложения рассматриваются».


Слухи о том, что «Коммерсантъ» может попасть в руки близких к Кремлю структур, появились еще в феврале этого года, после того, как один из бывших владельцев газеты, оппозиционно настроенный к властям предприниматель Борис Березовский продал долю - 50% ее акций - своему партнеру по медиа-бизнесу Бадри Патаркацишвили. «Могу четко сказать, что я и Бадри Патаркацишвили разделяем свой бизнес. Бадри выкупает мою часть всего нашего общего бизнеса, а на сегодняшний день у меня нет бизнеса, отдельного от Бадри... Бадри выкупает мою часть во всех наших бизнес-проектах, а в "Коммерсанте" он сейчас владеет 50% акций», - цитировали СМИ слова Березовского.


В интервью телекомпании «Имеди» ставший единоличным владельцем издания Бадри Патаркацишвили подробно рассказал о своих планах в отношении издательского дома «Коммерсант»: «Должен вам сказать, что “Коммерсант” - это замечательный издательский дом. Недавно я сказал и готов повторить, что стоимость "Коммерсанта" составляет 150-160 миллионов долларов. А бизнес-премия составляет немного больше, чем цена. Если мне предложат цену в два-три раза больше, то я, возможно, и продам "Коммерсант". Ведь действительно, в конце концов, почему грузинский еврей должен один заниматься строительством демократии в России? То есть, в случае хорошего предложения, конечно же, продам».


Именно тогда многие эксперты в России заговорили о дальнейшей перепродаже «Коммерсанта» в ближайшее время. И среди возможных покупателей даже называли «Газпром».


Как продавали «Коммерсантъ»


Основанный в 1990 году как еженедельник, «Коммерсантъ» несмотря на не очень высокий тираж, является одной из самых влиятельных и популярных газет в стране. В далеком 1999 году продажа издательского дома «Коммерсантъ» стала показательным примером состояния российского рынка печатных СМИ и подвела черту под наиболее длительным экспериментом в постсоветской истории газетного дела в России на тему: может ли качественная и влиятельная газета выжить, избежав вхождения в какую-нибудь из олигархических империй.


Тогда, семь лет назад, новым владельцем 80% «Коммерсанта» стал малоизвестный американский инвестиционный фонд American Capital, купивший бумаги у основателя издания Владимира Яковлева и финансового директора Бориса Каськова. Фонд располагал менеджерами - 27-летним уроженцем Ирака Кией Джурабчианом и его 31-летним земляком Резой Франи-Кармани, регистрацией в США, осуществленной только в конце 1998 года и полупустым офисом на Манхеттене. При этом у фонда и его менеджеров явно не было никакого опыта ведения бизнеса на развивающихся рынках вообще, и в российском бизнесе и российской прессе в частности. Новые владельцы сообщили, что, возможно, продадут свой пакет года через три, но умолчали о том, как будут делать компанию привлекательной для покупателя.


После того, как Джурабчиан объявил, что покупка акций «Коммерсанта» была первой сделкой его компании на развивающихся рынках, многим показались странными слова Владимира Яковлева. За год до совершения сделки тот объявил, что намерен продать свою долю. Но получить новые кредиты, особенно после финансового кризиса, оказалось трудно. Тем не менее, в борьбу за «Коммерсантъ», по словам самого Яковлева, вступили 19 желающих, включая Бориса Березовского и Анатолия Чубайса. В такой ситуации поверить в то, что малоизвестный инвестфонд действительно купил русский аналог Financial Times, было довольно трудно. Особенно учитывая то обстоятельство, что еще 15% акций «Коммерсанта» у другого владельца издания - Леонида Милославского почти одновременно купил Борис Березовский.



XS
SM
MD
LG