Я думаю, что роль эта не сохранилась, потому что изменилась сама структура экономики, ткань хозяйственной жизни. Если раньше спортивные общества существовали за счет государственных средств, то сегодня государственные средства очень точечно и дозировано вкладываются, например, в инфраструктуру и в другие наиболее чувствительные сферы. А даже стимулирование олимпийцев возлагается на крупные структуры типа Газпрома, Лукойла и т. д. Но общества сохранились, хотя их роль видоизменилась. Конечно, общество «Урожай», по-моему, даже если и сохранилось, то признаков жизни не подает; о «Буревестнике» тоже ничего не слышно, хотя когда-то это было мощное студенческое общество. А «Трудовые резервы» – профсоюзное общество – вообще было номер один, например, по боксу. Лучшие боксеры в СССР были из «Трудовых резервов». Конечно, сейчас все это исчезло, все это не существует. Те команды, которые носят имена, бренды – ЦСКА, «Спартак», «Динамо» – это ведь бренды не футбольных команд, а спортивных обществ. В общем, именно эти три, названных выше общества, и существуют реально. Хотя есть и курьезы, когда на ровном месте пытаются создать новое общество. Так, недавно обсуждалась идея объединить под единым зонтичным брендом все команды, которые спонсирует Норильский Никель. Туда вошли баскетбольный и хоккейный ЦСКА, ФК Москва и футзальный или мини-футбольный клуб Норильский Никель. Конечно, это идея мертворожденная, но достаточно забавный эпизод – попытка создать снизу на ровном месте аналог спортивного общества, которое когда-то в советские времена называлось «Трудовые резервы», если речь идет о промышленной какой-то компании.
Теперь вернемся к тем обществам, которые реально сохранились и существуют. Это, прежде всего, «Динамо», ЦСКА и «Спартак». В «Спартаке», за исключением двух-трех информационных поводов – награждения ветеранов, какие-то небольшие деньги от футбольной команды, – несмотря на то, что там достаточно авторитетное руководство, сохранившееся еще с советских времен, реальной деятельности не ведется по причине, как мне кажется, крайней бедности. Что касается ЦСКА и «Динамо» – здесь более обильная пища для размышлений и анализа. Они несколько отличаются по методике ведения дел. Вот Центральный совет «Динамо» очень активно работает и помогает становлению профессиональных команд. Но активность ЦС «Динамо» идет в очень узком коридоре, а именно – в поиске спонсоров для профессиональных команд. Вот для футбольной команды «Динамо» Москва этот поиск дважды увенчался достаточно серьезными приобретениями: сначала это была компания ЮКОС, которой сейчас нет по известным причинам; после ЮКОСа пришел ФЕДКОМ – тоже достаточно мощный спонсор, у них крупные проекты. То есть ЦС спортобщества «Динамо» работает, но выбрал определенный вектор развития и не отвлекается от него.
У спортивного общества ЦСКА несколько иная модель развития. Это, видимо, связано с отсутствием возможности привлекать мощных спонсоров, хотя, конечно, спонсоры у них есть – и Министерство обороны с точки зрения лоббистских возможностей не последнее ведомство в стране. Тем не менее общество ЦСКА пытается само находить средства, реконструирует за счет привлеченных средств свои спортивные сооружения, что-то сдает в аренду, пытается помогать детским тренерам, что очень ценно. Среднюю зарплату этих тренеров довели уже до 1000 долларов – это очень серьезная цифра. То есть каждое общество – и «Динамо», и ЦСКА, и даже «Спартак» – нашло свою нишу и существует. Как будет дальше, покажет развитие экономики, спортивного движения, но факт остается фактом – эти спортивные общества уже не исчезнут, как исчезли «Урожай», «Буревестник», «Трудовые резервы». Остается только пожелать дальнейших успехов этим обществам, потому что в общем и целом они, конечно, делают полезное дело и помогают развитию спорта в стране.