Налоговики предлагают ужесточить порядок возмещения НДС и ввести налог на безналичные расчеты. Это еще больше задавит экономику, к тому же вторая идея идет вразрез с конституцией, отмечают эксперты.
Федеральная налоговая служба направила в правительство России предложения о мерах налогового администрирования, которые, по ее оценке, позволят федеральному и региональным бюджетам дополнительно получить около 1,3 триллиона рублей, сообщил агентству "Интерфакс" руководитель службы Михаил Мокрецов. По текущему курсу это более 38 миллиардов долларов.
В частности, предложено временно, на период кризиса, ввести налог в размере 0,5 процента на безналичные операции по оплате товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В отношении платежей частных лиц этот налог устанавливать не планируется. Тем не менее, сама правовая природа этого налога уже вызывает сомнения у специалистов: он, по их мнению, противоречит и Налоговому кодексу, и самой российской конституции.
"Налог должен иметь экономическое основание, — объясняет генеральный директор юридической компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. — То есть должно существовать какое-то благо у налогоплательщика, от которого государство могло бы получить часть. В этом смысл налогообложения — делиться частью своих экономических благ с государством". А так как в момент совершения расчетов никаких дополнительных благ у компании не возникает, то и налогообложение этой операции кажется юристу "странным и поэтому невозможным".
"Фактически, это оборотный налог, от которого мы с большим трудом уходили в начале 2000-х годов и, наконец, ушли, — напоминает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — Он стимулирует уход бизнеса в тень, переход к расчетам наличными деньгами, что затормаживает товарно-денежный оборот и еще более угнетает экономическое развитие и активность предприятий. То есть, это три шага назад, от современной экономики куда-то в прошлое".
"Если безналичные расчеты начинают облагаться каким-то налогом, их просто перестают совершать, — соглашается Сергей Шаповалов. — То есть, по возможности начитает увеличиваться доля наличных расчетов, и в этой ситуации, прежде всего, страдают банки".
Кроме того, директор юридической компании "Налоговая помощь" полагает, что принятие предложения Федеральной налоговой службы будет иметь не только экономические, но и, прежде всего, юридические последствия: скорее всего, оно будет тут же обжаловано в Конституционном суде. Даже если депутаты не увидят в нем нарушения конституции, очевидно, что его увидят сами налогоплательщики, уверен юрист.
Помимо введения нового налога, Федеральная налоговая служба также имеет несколько идей по повышению собираемости налога на добавленную стоимость. В частности, она предлагает отказаться от ускоренного его возмещения и перейти к установленному законом 3-месячному сроку вынесения таких решений при обязательной регистрации плательщиков НДС. Однако и эти инициативы, по словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, сегодня выглядят весьма сомнительно.
"Понятно, почему такие предложения рождаются. Когда резко проваливается план по поступлению доходов, конечно, ФНС озабочена тем, чтобы эти выпадающие доходы как-то компенсировать, — объясняет аналитик. — Но, по-моему, такими методами мы можем получить еще большую проблему, поскольку они еще больше угнетают производство, еще сильнее тормозят экономическую активность. В результате доходы федерального, да и других бюджетов станут еще меньше".
В условиях экономического кризиса государству следует не увеличивать налоговую нагрузку на экономику, пытаясь найти дополнительные бюджетные доходы, а наоборот, ее сокращать, уверен Игорь Николаев, причем так, чтобы преимущества и послабления распространялись на все экономические субъекты. Именно поэтому, уточняет эксперт, так важно реформировать НДС, а не налог на прибыль, которой у подавляющего большинства предприятий может вообще не оказаться.
Официальной реакции правительства на предложения ФНС не последовало. Также молчат и представители министерства финансов, куда аналогичное письмо служба направила еще месяц назад. Эксперты же пребывают в легком недоумении — тем более, что широкую огласку инициатива налоговиков получила первого апреля. "Честно говоря, я вообще сначала подумал, что все это первоапрельская шутка, — признается руководитель департамента стратегического анализа ФБК. — Но потом оказалось, что такие предложения действительно есть".