Франция готова выплачивать огромные компенсации пострадавшим от проведенных этой страной ядерных испытаний. С таким заявлением выступил министр обороны страны Эрве Морена.
Примерно с 1966 по 1995 годы Франция провела более 200 испытаний ядерного оружия в Алжире и в Полинезии, на атолле Муруроа. По словам Эрве Морена, общее число пострадавших от этих испытаний составляет 150 тысяч человек. Наиболее типичными последствиями ядерного облучения являются раковые заболевания.
Законопроект, представленный на рассмотрение правительства, который, вне всякого сомнения, будет в ближайшее время одобрен парламентом, предусматривает ежегодные расходы на сумму 10 миллионов евро, и эта сумма будет выплачиваться в качестве компенсации за ущерб, причиненный здоровью военнослужащих и гражданских лиц, подвергшихся в свое время облучению в результате ядерных испытаний.
В заявлении министра обороны Франции ключевой является следующая фраза: "Люди, находившиеся в момент ядерных испытаний вблизи места взрыва, будут освобождены от обязанности доказать, что ущерб, нанесенный их здоровью, является результатом ядерного облучения. Любой отказ в выплате компенсации должен мотивироваться французским государством, которое в упомянутом случае должно будет доказать, что патология не вызвана ядерным облучением".
Заявление министр обороны страны Эрве Морена - важнейший этап, но пока всего лишь этап в долгой борьбе пострадавших от французских ядерных испытаний.
Парижская газета "Фигаро" публикует сегодня свидетельства участников, очевидцев и пострадавших от испытаний.
Серж Воле, который в 1960-е годы служил матросом на авианосце "Фош" - флагманском корабле французской эскадры в Тихом океане, вспоминает: "Перед взрывом звучала команда "все наверх". Мы выходили на палубу, закрывали глаза руками, поворачивались спиной к месту взрыва и ждали. А немедленно после взрыва нам предлагали полюбоваться ядерным грибом и мощью французского ядерного оружия". Сегодня Серж Воле болен раком легких.
Флоранс Борель, в 1980-е годы работавшая секретаршей во французском Управлении ядерной энергии, вспоминает, что никто в то время не предупреждал сотрудников об опасности ядерного облучения в результате подземных и подводных взрывов на атолле: "Мы купались в лагуне Муруроа, катались на водных лыжах, ныряли с аквалангом". Сегодня у Флоранс Роль-Борель рак щитовидной железы.
Интервью министра обороны Франции и свидетельства пострадавших вызвали бурные дискуссии в интернете. Почему власти Франции так поздно вспомнили о необходимости выплаты денежной компенсации жертвам? – спрашивают люди. И еще: намерены ли власти России выплатить компенсацию жертвам ядерных испытаний, которые очень часто проводились не под землей, а прямо в атмосфере?