Ссылки для упрощенного доступа

10-летие борьбы с лженаукой в России


Ирина Лагунина: 10 лет назад Президиум Российской академии наук призвал просвещенную российскую общественность к активному противостоянию пропаганде лженауки. О десятилетии этого противостояния, его результатах и перспективах рассказывает Владимира Тольца.

Владимир Тольц: Принятое 16 марта 1999 года постановлением Президиума Российской академии наук обращение, адресованное научным работникам, профессорам и преподавателям вузов, учителям школ и техникумов, всем членам интеллектуального сообщества. Несмотря на комическую перекличку его названия с агитстендами хрущевской поры (оно озаглавлено было "Не проходите мимо!"), это обращение звучало весьма драматично:

"В настоящее время в нашей стране широко и беспрепятственно распространяются и пропагандируются псевдонаука и паранормальные верования: астрология, шаманство, оккультизм и так далее. Продолжаются попытки осуществлять за счет государственных средств различные бессмысленные проекты вроде создания торсионных генераторов. Население России оболванивается теле- и радиопрограммами, статьями и книгами откровенно антинаучного содержания. В отечественных государственных и частных СМИ не прекращается шабаш колдунов, магов, прорицателей и пророков. Псевдонаука стремится проникнуть во все слои общества, все его институты, включая Российскую академию наук".

Владимир Тольц: Тогда, 10 лет назад, Президиум Российской академии наук призывал просвещенных людей России "активно реагировать на появление псевдонаучных и невежественных публикаций как в средствах массовой информации, так и в специальных изданиях, противодействовать осуществлению шарлатанских проектов, разоблачать деятельность всевозможных паранормальных и антинаучных "академий"". Особо российские академики обратились к руководителям радио- и телевизионных компаний, газет и журналов, авторам и редакторам разного рода программ и публикаций. Напоминая им "об ответственности СМИ за духовное и нравственное воспитание нации", академики призывали "не создавать и не распространять псевдонаучные и невежественные программы и публикации", а напротив "всемерно пропагандировать достоинства научного знания, рациональное отношение к действительности".

Ну, вот, прошло 10 лет с тех пор, как Президиум Академии наук призвал нас всех на борьбу с лженаукой… И что? – спрашиваю я директора Института истории естествознания и техники профессора Алексея Владимировича Постникова.

Алексей Постников: Ну, я, естественно, как директор института академического, знаю, что у нас наш нобелевский лауреат академик Гинзбург очень активно в это включился и уже четыре сборника выпустил, очень серьезных, направленных против лженауки, всякого мракобесия и прочего.

Владимир Тольц: Кроме того, по инициативе академика Гинзбурга при Президиуме РАН была создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Виталий Лазаревич рассказывает мне.

Виталий Гинзбург: Как раз по моей инициативе они создали эту комиссию. Тоже не сразу с этим согласились, но создали комиссию и декларировали, так сказать, ее задачи: бороться с этой чепухой. Но председателем этой комиссии стал академий Кругляков – это физик из Новосибирск. Он из Новосибирска, я уже тоже был, во-первых, староват, и во-вторых, так сказать, другими делами занят… В общем, коротко говоря, нам дали одну сотрудницу, которая работала в Академии и, между прочим, еще была секретарем этой комиссии. Вы представляете себе, как это много. Президиум совершенно равнодушно относится к этому делу, хотя, когда мы запрашиваем, что-то помогает. Например, Кругляков написал три книжки, они называются "Ученые с большой дороги". Они изданы в издательстве Академии наук. Кроме того, издается такой очень хороший журнал, называется он "Здравый смысл". Так что мы кое-что делаем. Но, конечно, это идет, как говорится, через пень-колоду.

Владимир Тольц: Лауреат Нобелевской премии академик Гинзбург.

За минувшие 10 лет созданная по его инициативе Комиссия по борьбе с лженаукой да и руководство РАН неоднократно поднимали вопрос о необходимости государственной экспертизы тех научных проектов, которые финансируются из госбюджета. Упомянутая в академическом обращении разработка "торсионных генераторов", якобы дающих возможность увеличивать коэффициент полезного действия до 300-500 процентов, - один из примеров такого финансирования лженаучных проектов. Как это возможно?

Академик Исаак Маркович Халатников отвечает мне.

Исаак Халатников: Всегда можно заморочить голову всевозможным организациям, которые паразитируют, скажем, на оборонной тематике и так далее, которые нашли ходы и выходы, как можно сосать военный бюджет, обещая сделать какие-то чудеса. И вот эти организации, они нуждаются в таких поставщиках лжеидей. И это остановить невозможно, потому что существуют большие группы людей, которые кормятся на этом, понимаете. Вы хотите оставить без работы людей, которые уже по 10-20 лет кормятся и обманывают свое начальство, руководство обещанием создать какое-то чудо-оружие? Обычно все кончается чудо-оружием. Поэтому с этим оружием бороться фактически нельзя. Вы хотите отнять хлеб у большой группы людей. Они были и при советской власти, и они, по-видимому, остались и теперь.

Владимир Тольц: Еще одна мишень академического обращения 10-летней давности – "паранормальные верования", в частности, астрология. Академик Гинзбург говорит.

Виталий Гинзбург: В центральных газетах, несмотря на протест, в частности, мой, дают астрологические прогнозы. Это же позор просто!

Владимир Тольц: Виталию Лазаревичу Гинзбургу "повезло": он редко смотрит телепередачи, которым в академическом обращении 1999 года был посвящен отдельный пассаж. А вот телекритик Бронислава Дмитриевна Тарощина рассказывает мне.

Бронислава Тарощина: Что касается программ о паранормальных явлениях, их просто не счесть, их огромное количество. Причем я не говорю о каких-то просто рекламных роликах, типа "госпожа Люба предлагает свои услуги". Каждый, в конце концов, зарабатывает деньги, как может. Это на маленьких кабельных каналах. Но, например, на канале ТНТ шла несколько сезонов и сейчас, кажется, продолжает идти программа, которая сделана очень качественно, называется "Битва экстрасенсов". Это такая матрица для откапывания этих экстрасенсорных талантов, и это уже целая такая субкультура, распространение которой просто невозможно остановить. Нет таких сил.

Владимир Тольц: Но ведь можно же, коли есть интерес к непознанному, вместо выдумок о паранормальных феноменах вести научно-популярные передачи и вместо ожидаемого возвращения на телеэкраны Кашпировского вернуть туда замечательных российских ученых?

Бронислава Тарощина: Если говорить коротко, то за отчетный период, то есть за те 10 лет, которые прошли с упоминаемых вами событий, случилось следующее. Научно-популярное вещание просто исчезло с лица земли, его нет. Если раньше еще были отдельные какие-то документальные фильмы, и можно было отловить хоть какие-нибудь программы или сюжеты, то теперь их нет.

Владимир Тольц: Так чем же руководствуются здесь ответственные за распространение псевдонаучных и невежественных программ и публикаций руководители масс-медиа, к гражданским чувствам которых апеллировали 10 лет назад академики? Зав. кафедрой социальной психологии МГУ профессор Татьяна Гавриловна Степаненко отвечает мне.

Татьяна Степаненко: Притягательность, во-первых, воссоздается, правда? То есть пропагандируются очень широко именно достижения псевдонауки. И вот эти паранормальные явления, они же интересные, они же захватывают, они же… Вот если барабашка где-то там бегает, ведь это же интересно. А если это какая-то теоретическая физика и растяжение, вплоть до Нобелевской премии, кому это интересно? Это для широких масс скучно. Тут вот, вообще-то, на мой взгляд, замкнутый круг получается. С одной стороны, людям интересно, и их подталкиваю к этому – им тогда еще больше интересно. И вот на телевидении высокий рейтинг достигается, безусловно. А то, что люди верят в это, так люди вообще во что угодно могут поверить, это, собственно говоря, такое психологическое свойство человека – верить. Человек слаб.

Владимир Тольц: Похоже, что, несмотря на все усилия российских академиков, особых успехов в их противостоянии с лженаукой мы не наблюдаем. Что же дальше?

Татьяна Степаненко: А это все зависит, куда пойдет развитие общества, как будет дальше складываться история российского государства. Потому что если пойдет в сторону авторитаризма, тоталитаризма и так далее, и тому подобное, то, безусловно, псевдонаука победит, что называется. Знаете, это ведь в такие периоды наиболее развито. Если вспомнить, например, теорию авторитарной личности, то ведь вообще одно из свойств авторитарных личностей, тех, кто потенциальные фашисты, это ведь стереотипность мышления и подверженность суевериям. Вот это в фашистской германии было такое. И вот если в эту сторону, то и дальше так же будет. А если в другую, то есть какая-то надежда.

Владимир Тольц: А покуда эта надежда сохраняется, продолжает оставаться актуальным и призыв, с которым 10 лет назад обратились к своим согражданам российские академики.

XS
SM
MD
LG