Принадлежащее супруге московского мэра Елене Батуриной ЗАО "Интеко" попросило у государства гарантий по кредитам на 49 миллиардов рублей.
Соответствующую заявку компании в Минэкономразвития должны были рассмотреть до конца недели, сообщал "Коммерсант", и в итоге отправили на доработку. Предприятие, играющее заметную роль на российском рынке недвижимости, входит в составленный в прошлом году список "системообразующих", так что шансы, пусть и не 100-процентные, на получение помощи у него есть.
Большая часть средств, 34 миллиарда рублей, необходима "Интеко" для рефинансирования текущей задолженности (в числе основных кредиторов названы Сбербанк, Газпромбанк, Банк Москвы и ВТБ), оставшиеся 15 миллиардов планируется привлечь для пополнения оборотного капитала, пишет газета.
Елена Батурина остается бессменным президентом "Интеко" на протяжении всех 20 лет его существования. Ей же принадлежит 99 процентов холдинга, оставшийся процент, которым некогда владел брат Елены Виктор Батурин, сейчас находится на балансе самой компании. Супруга московского градоначальника вот уже много лет считается самой богатой женщиной России и по-прежнему остается единственной представительницей другого пола в списке российских миллиардеров. В рейтинге журнала "Финанс." 2009 года личное состояние Батуриной оценено в 1 миллиард долларов, что позволило ей занять 45 строчку в перечне богатейших людей страны. На фоне прошлогодних 7 миллиардов долларов и 27-го места - результат не самый яркий, но все могло быть гораздо хуже — строительная индустрия стала одной из первых жертв кризиса.
Трудовой путь будущей первой леди Москвы и российского бизнеса начался в 1980 году на московском заводе режущих инструментов "Фрезер". Биография, опубликованная на сайте "Интеко", гласит, что в 1980-1982 годах Елена Батурина работала там "техником-конструктором" и "старшим инженером-конструктором отдела главного технолога". Родившаяся в 1963 году госпожа Батурина проработала на заводе три года сразу после школы, параллельно получая высшее образование в Московском институте управления имени Серго Орджоникидзе.
В 1982-1989 годах Елена Батурина трудилась в Институте экономических проблем комплексного развития Москвы, заведовала секретариатом Всероссийского союза объединенных кооперативов и выступала главным специалистом комиссии Мосгорисполкома по кооперативной деятельности. В 1989 году, по официальной версии, и было основано предприятие "Интеко", которое изначально специализировалось на "переработке пластмасс", выпуская всевозможные пластиковые изделия, от мыльниц и тазиков до мебели. Несмотря на то, что сегодня компания четко ассоциируется со строительным бизнесом, пластик никуда не делся — по оценкам самой "Интеко", по некоторым видам пластиковых изделий на долю ее продукции и сейчас приходится 15-30 процентов российского рынка.
Замуж за Юрия Лужкова Елена Батурина вышла в 1991 году. Возможно, будущую хозяйку "Интеко" и будущего мэра объединил интерес к пласмассам: Лужков, годом позже ставший мэром Москвы, в конце 1980-х пришел в Моссовет из Министерства химической промышленности СССР, где возглавлял управление по науке и технике. Именно с пластиком и мэрией связаны и первые упоминания о бизнесе госпожи Батуриной в российской прессе: в 1998 году "Интеко" получила заказ на поставку 80 тысяч кресел для реконструируемого правительством Москвы стадиона "Лужники", что вызывало бурные дискуссии в СМИ.
Эпоха большой стройки для "Интеко" началась в 2001 году, когда компания приобрела контрольный пакет акций московского домостроительного комбината ДСК-3. По сообщениям самой "Интеко", после модернизации предприятие обеспечивало строительство до полумиллиона квадратных метров жилья в год (панельные многоэтажки серии П-3М). В 2002 году компания занялась и монолитным домостроением, а также приобрела два цементных завода — "Подгоренский цементник" и входивший в число крупнейших в центральной России "Осколцемент". За 93,4 процента акций последнего "Интеко" отдала 90 миллионов долларов, писал "Коммерсант", переплатив, по оценкам некоторых участников рынка, вдвое против реальной стоимости. Продолжив скупать цементные активы в 2003-2004 году, "Интеко" быстро нарастила свою долю на этом рынке до лидирующей.
В 2005 году руководство компании приняло решение о продаже цементного бизнеса (покупателем стал "Евроцемент" Филарета Гальчева) и ДСК-3 (приобретена группой компаний ПИК), намереваясь сконцентрироваться на строительстве монолитного жилья и коммерческой недвижимости. Однако уже в 2006 году Елена Батурина становится заместителем руководителя межведомственной группы по нацпроекту "Доступное жилье", а "Интеко" возобновляет покупку цементных и домостроительных активов в регионах, заявляя о планах по строительству новых цементных заводов. Позже для строительства жилья эконом-класса холдинг создал отдельную структуру, ЗАО "Патриот". Прося госгарантий, "Интеко", по информации "Коммерсанта", готово поделиться с государством частью именно этого бизнеса.
На фоне успехов Елены Батуриной в бизнесе журналисты и наблюдатели регулярно вспоминают о ее семейном положении. Госпожа Батурина, в свою очередь, не менее регулярно начинает с ними судиться, причем с неплохим счетом в свою пользу. Один из самых заметных скандалов начался в декабре 2006 года, когда весь тираж русского Forbes должен был пойти под нож из-за статьи, посвященной бизнесу "Интеко". В итоге номер журнала все-таки был напечатан в изначальном виде, после чего было возбуждено сразу два иска — против главного редактора и всего издательского дома Axel Springer Russia. Впоследствии претензии были предъявлены и непосредственным авторам статьи. Представляя президента "Интеко" в рейтинге самых влиятельных женщин России 2009 года, журнал "Финанс." описал хобби первой леди Москвы так: "любит ездить верхом, играть в теннис и судиться с журналистами".