Федеральная антимонопольная служба России возбудила дела против четырех крупнейших нефтяных компаний — "Роснефти", "ЛУКОЙЛа", ТНК-ВР и "Газпром нефти". Ведомство считает, что они удерживают необоснованно высокие внутренние цены на нефтепродукты, несмотря на падение мировых цен на сырье.
В среду на нью-йоркской бирже техасская нефть WTI торгуется дешевле 35 долларов за баррель, сообщает агентство Bloomberg. С начала года котировки потеряли около 22 процентов. В России же, по словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, оптовые цены на нефтепродукты с начала 2009 года выросли на 30-60%.
Антимонопольная служба объявляет о возбуждении дел в отношении российских нефтяных компаний по два-три раза в год. Почти всегда в нарушениях антимонопольного законодательства и правил конкуренции обвиняются одни и те же крупные холдинги. Эксперты отмечают, что конкуренция на данном рынке отсутствует вообще, причем по историческим причинам.
"В сегменте переработки нефти есть несколько крупных игроков, которые в своих регионах занимают, можно сказать, абсолютно монопольное положение, — говорит руководитель аналитического отдела инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. — Это не вина самих компаний, так сложилось еще в системе государственного регулирования, которая существовала в Советском Союзе. Она определяла и размещение нефтеперерабатывающих заводов, и объем их производства. Поэтому неудивительно, что в сообщениях ФАС всегда фигурируют одни и те же компании. На уровне реализации нефтепродуктов значительные объемы продаются уже через так называемых независимых продавцов".
Соотношение долей независимых продавцов и крупных вертикально интегрированных компаний на розничном рынке сильно разнится от региона к региону, утвверждает Шеин, однако в среднем по России примерно две трети всего бензина реализуется через независимых поставщиков. Остальной объем продается крупными нефтяными компаниями через их собственные сети автозаправочных станций.
Еще неделю назад руководитель антимонопольной службы заявлял, что, по расчетам его ведомства, один литр 95-го бензина на российских бензоколонках (за исключением разве что отдаленных восточных районов) должен стоить не больше 20 рублей. При этом реальная средняя цена по России сегодня составляет почти 22 рубля. "20 рублей — своеобразный рубеж, к которому антимонопольной службе хотелось бы сдвинуть ситуацию, — полагает директор по развитию аналитического центра "Кортес" Павел Строков. — Но это слишком круглая сумма, что выдает ее слабую привязку к реалиям российского рынка".
Максим Шеин из БКС видит в указанном ФАС ориентире своеобразный намек розничным продавцам нефтепродуктов на необходимость сокращения маржи, закладываемой в их бизнес. "Здесь следует учитывать фундаментальный фактор функционирования этого рынка, — объясняет эксперт. — Нефтяным компаниям всегда приходится выбирать, что выгоднее: экспортировать сырую нефть, или же перерабатывать ее в стране и продавать нефтепродукты".
В зависимости от динамики мировых цен на нефть и действующих ставок налогов и пошлин нефтяники стремятся компенсировать потери на одном рынке доходами на другом. Однако в отличие от четвертого квартала минувшего года, когда нефтекомпаниям необходимо было удерживать высокие внутренние цены на нефтепродукты для покрытия убытков по экспортным поставкам, действующий в настоящее время механизм расчета вывозных пошлин вновь делает экспорт сырой нефти прибыльным.
В целом внутренние цены на бензин в России гораздо слабее реагируют на изменения нефтяных котировок, чем во многих других странах, где ценники на бензоколонках пусть и с задержкой, но фактически повторяют взлеты и падения цен на сырье. Отчасти это объясняется недавними событиями на валютном рынке, отмечает Максим Шеин — по оценкам БКС, если бы не падение курса рубля к доллару, розничные цены на бензин были бы сейчас на 30-40 процентов ниже нынешних.
По данным Росстата на 9 февраля, розничные цены на бензин в России снижались уже 18 недель подряд. Средняя цена одного литра 95-го бензина в среднем по России составила 21 рубль 83 копейки, или 61 американский цент по текущему курсу.