Ссылки для упрощенного доступа

Белоруссия: масштабы победы Лукашенко были преувеличены


Оппозиция митинговала не зря. Последние опросы доказывают, что ее сторонников в Белоруссии гораздо больше, чем это официально признано
Оппозиция митинговала не зря. Последние опросы доказывают, что ее сторонников в Белоруссии гораздо больше, чем это официально признано

Недавно проведенный в Белоруссии опрос общественного мнения поставил под сомнение результаты президентских выборов 19 марта, на которых Александр Лукашенко одержал победу. Опрос подтверждает предположение, уже выдвинутое международной общественностью, что власти фальсифицировали результаты голосования.


Мир, скорее всего, никогда не узнает реальных результатов мартовских выборов. Ни отечественным, ни зарубежным наблюдателям не было позволено следить за подсчетом голосов на избирательных участках.


Официально, по крайней мере, победа президента Александра Лукашенко была весьма убедительной. 20 марта Центральная избирательная комиссия объявила, что Лукашенко одержал «блистательную» победу, набрав почти 83% голосов.


Однако недавний независимый опрос общественного мнения, проведенный с 27 марта по 6 апреля вильнюсским Независимым институтом социоэкономических и политических исследований (НИСЭПИ) среди 1500 избирателей, рисует иную картину.


Согласно опросу, за Лукашенко голосовали 63,6% тех, кто принял участие в президентских выборах. Это означает, что центризбирком завысил реальные результаты в пользу Лукашенко на 20%, или на 1,2 миллиона голосов.


Это не будет сюрпризом для Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее миссия в Белоруссии по наблюдению за выборами пришла к выводу, что при голосовании не соблюдались стандарты, необходимые для демократических выборов.


После выборов Европейский Союз наложил визовый запрет на президента Лукашенко и еще 30 высокопоставленных лиц Белоруссии за вменяемую им в вину причастность к фальсификации результатов голосования.


Опрос также показал, что центризбирком, возможно, лишил оппозиционного кандидата Александра Милинкевича 960 тысяч голосов. Согласно его результатам опроса, Милинкевич получил 20,6% голосов. Официальная статистика отдала ему только 6%.


Поддержка значительно ниже


На пресс-конференции 20 апреля в британском посольстве в Минске директор НИСЭПИ Олег Манаев заявил, что опрос противоречит официальному утверждению о том, что президент Лукашенко пользуется подавляющей поддержкой своих соотечественников. Манаев, однако, рекомендовал осторожнее оценивать влияние оппозиции на белорусское общество.


«Главная причина роста недовольства в обществе – это не столько оппозиция и внешние силы, сколько сама деятельность белорусских властей. Только за минувший год число тех, кто считает себя жертвой несправедливости со стороны властей, возросло на треть и сейчас составляет 36,5%. Социальная база для перемен существует. Однако готовность белорусского общества к переменам не следует ни недооценивать, как это делают власти, ни переоценивать, как это делает оппозиция», - сказал Манаев.


Манаев также сообщил, что между официальными данными и результатами его опроса имеются также расхождения в числе принявших участие в выборах.


Манаев, однако, отмел обвинения, часто выдвигавшиеся оппозицией, в том, что правительство принуждало белорусов участвовать в досрочном голосовании. Такое голосование шло фактически за пределами независимого наблюдения.


«Официальные и реальные данные о раннем голосовании заметно отличаются. По словам председателя центризбиркома Лидии Ярмошиной, явка составила 31%, тогда как мы насчитали всего 25% . Однако утверждения оппозиции о том, что людей в массовом порядке принуждали к раннему голосованию, неверны», - сказал Манаев.


НИСЭПИ был вынужден перебраться в Литву после того, как белорусские власти закрыли его в апреле 2005 года. Институт принимал участие в независимых опросах на выходе во время октябрьского конституционного референдума 2004 года. НИСЭПИ утверждал, что Лукашенко на самом деле проиграл в этом референдуме, и поэтому не имел права баллотироваться на третий срок. Тем не менее, по словам Манаева, институт сохранил свою прежнюю сеть из 100 нештатных сотрудников, проводящих опросы, в Минске и различных областях страны.
XS
SM
MD
LG