Ровно год назад кардинал Йозеф Ратцингер взошел на ватиканский престол, став первым папой из Германии за последние тысячу лет. Едва надев папскую мантию, он признался, что до последнего момента просил бога избавить его от «гильотины избрания». Каким стал первый год его понтификата?
…На площади Святого Петра в Ватикане проходит пасхальная месса. Тысячи тюльпанов, азалий и ирисов, цветущих веток вишни и рододендронов, специально присланных из Нидерландов по случаю католического праздника.
Десятки тысяч людей внимают папе, который в первый раз после избрания викарием Христа (как еще называют его пост) обратился к верующим с традиционным посланием. Слова о прекращении насилия, уважении различий и внутренней свободе хорошо слышны каждому, кто пришел в минувшее воскресенье послушать нового папу.
На площади много молодых людей из разных уголков мира. Мой сосед справа священник из Вьетнама, принявший сан несколько месяцев назад: «Он очень изменился. Многие думали, что к нему будет не так просто подойти, как к Иоанну Павлу II, но потом убеждались, что он такой же открытый. Он пока еще ничего не изменил, многим кажется, что он бездействовал в течение этого года; на самом деле, он использовал это время, чтобы осознать себя в роли папы, следующего за своим предшественником. Важно, что он продолжает традицию папы Иоанна в смысле обращения к молодежи. Каждую среду он общается с молодыми католиками, наставляет и дает советы. Пока сам папа понимает важность поддержания связи с молодым поколением церкви, она продолжает развиваться».
Многие наблюдатели настроены менее комплиментарно. По их мнению, изменения коснулись лишь ограниченного круга вопросов внутрицерковного устройства. Увеличения числа верующих не наблюдается, и дехристианизация Европы остается одной из самых насущных проблем. Многие итальянцы в пасхальные дни предпочли отправиться в отпуск; итальянские газеты пишут, что пасха в Ватикане привлекает больше туристов, чем верующих.
Новоизбранный первоиерарх заявлял о готовности поддерживать инициативы предшественника, он пообещал удовлетворить просьбы верующих относительно канонизации Кароля Войтылы. За год, проведенный на папском престоле, Йозеф Ратцингер почти не привлекал к себе внимания. Его первая энциклика, по которой судят о выбранном им направлении развития церкви, тоже не стала сюрпризом. Папа назвал свое как никогда краткое творение «Бог есть любовь». Ни тон послания, ни его содержание не вызвали ни критики, ни особого восторга. Ознакомившись с ним, многие эксперты укрепились в мнении, что Ратцингер скорее блестящий теоретик церкви, чем вдохновитель масс, каким был его предшественник.
Как говорит религиовед Фабрицио Макьоне, «бывший кардинал Ратцингер не стремится удивить, он не соревнуется с предыдущим папой, избрав скорее роль его близкого друга и ревностного почитателя. Он использует каждую возможность, чтобы восхвалить своего предшественника, именно этим он завоевывает все больше симпатий. Что касается его первой энциклики об истинной любви, она не содержит в себе ничего нового, но лаконична, в отличие от предыдущих творений Ратцингера, и не похожа на нормативный документ. Это скорее глубокий философский текст, открывающий читателю один из самых острых умов католической церкви».
Другим событием из жизни Ватикана, попавшим в прессу, стало назначение в конце марта 15 новых кардиналов. Трое из этого числа служат архиепископами в Азии. Особо значимым стало назначение кардинала из Гонконга, который активно боролся за расширение религиозных свобод в Китае.
Папа Ратцингер избрал для себя имя Бенедикт XVI. По традиции каждый новый папа берет имя одного из своих предшественников, дело которого собирается продолжать. Бенедикт XV неутомимо и безуспешно пытался остановить Первую мировую войну, его называли «одиноким миротворцем». Похоже, нынешний папа считает целью своего служения не допустить развития религиозных конфликтов и противостоять их силовому решению.
Стремился ли кардинал Ратцингер занять высший пост в церкви? Сам он это отрицает, но решение конклава кардиналов было ожидаемым. Ратцингер более 20 лет возглавлял Конгрегацию вероучения, влиятельный орган, охраняющий традиционные нормы христианской морали. На этом посту он сдерживал либералов и противостоял реформам внутри церкви. Таким же консерватором, но при этом сильной харизматической личностью был Иоанн Павел II.
Подводить итоги первого года понтификата отважились лишь немногие католические издания. Большинство представителей церкви от комментариев воздерживаются. По их мнению, судить о деяниях нового папы слишком рано.