Музыкант Матисьяху — американский ортодоксальный еврей — стал в последнее время предметом сенсационного интереса в США. 28-летний музыкант сочиняет песни в стиле реггей. И настолько успешно, что его первый диск прочат в лауреаты Grammy. Матисьяху утверждает, что религиозные ограничения помогают ему в творчестве.
О Матисьяху мне уже давно говорили, что этот парень поет замечательно, советовали обязательно послушать. Оказалось, что ему 28 лет, он двухметрового роста, с черной курчавой бородой и обязательным головным убором. Его новый, второй студийный альбом под названием Youth («Юность») сейчас стал в Нью-Йорке бестселлером, а сам Матисьяху то и дело появляется в телевизионных новостях.
Казалось бы, что тут особенного: ну, попал новый альбом на прошлой неделе в десятку лучших, на четвертое место — ничего необычного тут нет. Однако, в гигантском магазине на Таймс-сквер, где продаются всевозможные компакт диски и фильмы, мне сказали, что новый альбом Матисьяху — самый раскупаемый диск. Но даже при всех очевидных музыкальных достоинствах нового альбома, вряд ли он создал бы такую невероятную шумиху, если бы не фактурный центральный персонаж. Он не только хорошие песни пишет и исполняет, у него и история необычная. Матисьяху считает, что жизнь — это процесс, и каждый по-своему проходит сложный этап взросления: «Поиск и определение цели в жизни. Я тоже прошел через этот процесс, прежде чем открыл для себя иудаизм и регги...»
В прошлом хиппи — Мэтью Миллер, Матисьяху доставил немало хлопот своим родителям. Он долго искал собственный путь в жизни, в том числе и через наркотики, прошел даже курс лечения в наркологической лечебнице. Наконец, в 2000 году открыл для себя иудаизм и стал членом ортодоксальной общины любавичских хасидов. Сегодня он, пожалуй, единственный музыкант, которому запрещено обычное рукопожатие: «В иудаизме есть много законов, противоречащих общепринятым сегодня нормам поведения, даже таким невинным, как здороваться и прощаться, пожимая друг другу руку».
У меня есть знакомые среди любавичских хасидов, и я знаю, как сложно исполнять все их многочисленные предписания и запреты. Например, на кинофестивале в Сандэнсе, Матисьяху пришлось отказаться от предложения знаменитой рэпперши Ив спеть с ним дуэтом: «Она талантлива и очень сексуальна. И ничего плохого нет в том, чтобы быть сексуальной. Просто меня это не интересует. Кроме того, Талмуд вообще запрещает женщинам петь», — объяснил музыкант.
Что касается стиля реггей, Матисьяху не видит принципиальных противоречий между Торой и растафарианством: «Реггей великолепно сочетается с Торой, и в песнях Боба Марли часто упоминались и Сион, и звезда Давида. Это позитивная музыка, которая дает надежду».