Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прибыл в понедельник в Москву с официальным визитом. Планируется, что в рамках двухдневной поездки Назарбаев проведет переговоры с Владимиром Путиным. Главной темой этих переговоров, по мнению экспертов, может стать расширение двухстороннего, прежде всего экономического сотрудничества.
- Это первый визит Назарбаева в Россию после избрания президентом Казахстана, - напоминает российский эксперт по проблемам Центральной Азии Дмитрий Верхотуров. - Судя по повестке дня, будет обсуждаться очень много важных вопросов, в том числе и вопросы энергетического сектора, использования нефте- и газопроводов, культурное сотрудничество. Поскольку все эти вопросы будут обсуждаться первым лицом Казахстана, надо полагать, они будут достаточно быстро решены.
Среди документов, намеченных к подписанию во время визита, особое место занимает соглашение о разделе продукции на нефтяном месторождении «Хвалынское» и так называемой геологической структуре «Центральная» (оба ресурса расположены на шельфе Каспийского моря в приграничной полосе). Делегации также обсудят возможность транспортировки российских углеводородов с месторождений Сибири через казахстанско-китайский нефтепровод Атасу - Алашенкол.
Во время визита Назарбаева может прозвучать с новой силой концепция евразийского сотрудничества. На это рассчитывают в Москве. Как считает руководитель информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов, встреча имеет «большой имиджевый эффект с точки зрения позиционирования евразийского партнерства и содружества». По мнению эксперта, отношения между Россией и Казахстаном являются стержневым элементом всей евразийской концепции российского руководства, которая находит, очевидно, понимание в официальной Астане. Эта концепция приобретает особое значение в связи с растущим понимаем того, что сотрудничество в рамках СНГ практически исчерпало себя.
- СНГ вряд ли будет сохранено, - считает Дмитрий Верхотуров, - потому что члены бывших союзных республик сейчас имеют очень разные интересы, и вряд ли соберутся снова в какую-то организацию или, допустим, будут сохранять старую. В течение всего 2005 года шел и очевидный и ясный процесс дезинтеграции СНГ. Но, с другой стороны, некоторые страны постсоветского пространства, в частности Россия и Казахстан, не заинтересованы в «разводе» и, бесспорно, они будут сотрудничать. Точно так же другие страны Средней Азии - Узбекистан, Киргизия, Таджикистан - составляющие среднеазиатский блок с Россией, будут сотрудничать с очень высокой долей эффективности. Мы это видим на примере ШОС, в рамках ЕвразЭС. Участники этих организаций поддерживают многие интеграционные инициативы России, поэтому если интеграционный процесс и сохранится в рамках постсоветского пространства, то это именно в этом – среднеазиатском - секторе.
Задолго до московской встречи глав России и Казахстана планировалось подписание примерно 38 документов по единому экономическому пространству, в том числе относительно заключения таможенного союза в рамках СНГ. Очевидно, что в связи с тем, что на Украине до сих пор не сформировано внятное и ответственное правительство, и процесс его формирования, судя по всему, затянется, нужно полагать, что большинство этих документов (по крайней мере, в части таможенного союза) подписаны не будут. Этот аспект косвенно признают и официальные казахстанские лица.
Кроме того, несмотря на очевидный рост товарооборота между Россией и Казахстаном (на этот год запланировано его увеличение, по разным оценкам, от 25 до 35 процентов), существуют определенные недоразумения, связанные с вопросом транспортировки казахстанской нефти через территорию России, в том числе и в Западную Европу. Их преодолению не способствует даже очевидный прогресс в деле формирования некоего энергетического картеля, объединяющего Россию, Казахстан и, возможно, Белоруссию.
- Здесь, видимо, встанет вопрос квотирования этих поставок, идущих через российских агентов, - полагает Дмитрий Верхотуров. - Каким образом этот вопрос будет решаться, насколько переговоры в этой части будут успешными, зависит от исхода встреч Назарбаева в Москве. Хотел бы заметить, что говоря о стратегическом партнерстве, президенты двух стран должны прекрасно понимать, что речь идет не о пяти-, семи- и даже 15-летней перспективе. Это вопрос взаимодействия, в том числе, и будущих элит двух стран. Пока здесь преобладает старый менталитет советских времен, сформированный еще в ту эпоху, когда нынешние управленцы вместе учились в МГУ, РГГУ и других российских вузах. Если посмотреть статистику социологических исследований в Казахстане, то более 50 процентов респондентов из числа студентов желают обучаться в западноевропейских вузах или в США. И эта утрата Россией статуса образовательного приоритета для новой казахстанской интеллигенци (если на подобную тенденцию не будет адекватной реакции), может перерасти в отторжение, в выстраивание новой системы непонимания между будущими элитами двух стран.
Казахстанская сторона, по мнению экспертов, немалое значение уделяет и политическому смыслу визита Назарбаева в Россию. В этом контексте на первый план выдвигается новая культурная инициатива Казахстана, озвученная Нурсултаном Назарбаевым еще в конце прошлого года: объявить нынешний год в России годом казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева, а в Казахстане провести год Александра Сергеевича Пушкина.
Экономическая интеграция двух стран продвигается достаточно быстрыми темпами, считают в Астане, и этому процессу нет альтернативы, тогда как вопросы культурного взаимодействия и сближения народов двух государств вызывают, в частности, у самого президента Назарбаева некоторую тревогу, учитывая рост национальных радикальных настроений в обеих странах.