Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Праге Александр Гостев и в Берлине Юрий Векслер.
Андрей Шароградский: Совет Безопасности ООН после трех недель консультаций и согласований единогласно принял заявление по ядерной программе Ирана с призывом к Тегерану отказаться от продолжения работ по обогащению урана. Теперь в течение 30 дней Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) должно представить доклад о текущем состоянии иранской ядерной программы. И сегодня в Берлине министры иностранных дел пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности и Германии обсуждают, чем может грозить Тегерану отказ от сотрудничества с МАГАТЭ.
Александр Гостев: Текст заявления Совета Безопасности ООН отражает мнение всех его 15 членов и, по сути, представляет собой ответ на доклад совета управляющих МАГАТЭ по Ирану, представленный в начале марта. Напомню, эксперты МАГАТЭ тогда признались, что так и не смогли выяснить подробности иранских ядерных исследований. Иран продолжил работы по обогащению уранового топлива, результаты которых могут быть использованы в военных целях. В заявлении Совета Безопасности выражена серьезная обеспокоенность действиями Тегерана. В документе подчеркивается, что гарантией мирных намерений Ирана может быть лишь его согласие выполнить все требования МАГАТЭ. Вот что заявил представитель США при ООН Джон Болтон...
Джон Болтон: Мы достаточно ясно выразили, чего мы все ждем. Мы надеемся, что иранская сторона выполнит наконец то, что они ранее обещали всему миру и чего они так и не сделали, а именно, наконец начнет сотрудничество с МАГАТЭ, членом которого является. Что намерен предпринять Иран в ближайшие 30 дней? На этот вопрос у меня пока, разумеется, нет ответа. Но, как я уже отмечал ранее, на 31-й день мы готовы вновь вернуться к обсуждению этой проблемы.
Александр Гостев: Того же мнения придерживается и Лондон. Говорит представитель Великобритании при ООН Эмир Джоунс Перри...
Эмир Джоунс Перри: Мы полностью поддерживаем деятельность МАГАТЭ. Совет Безопасности ясно выразил свою озабоченность тем, что происходит в Иране. Нам нужен в течение 30 дней доклад МАГАТЭ по этой проблеме, который мы и обсудим в Совете Безопасности.
Александр Гостев: Эксперты отмечают, что заявление Совбеза носит весьма сбалансированный характер: США, Великобритания и Франция смягчили формулировки, которые не устраивали Россию и Китай. Москва сумела настоять на том, чтобы в итоговом документе не было прямых намеков на готовность Совбеза ввести санкции против Тегерана. Россия по-прежнему надеется, что сумеет убедить Иран принять компромиссный вариант и согласиться обогащать топливо для своей ядерной энергетики на российской территории. По словам представителя России при ООН Андрея Денисова, заявление Совбеза по Ирану - это первый шаг в прояснении направленности иранской ядерной программы и снятии тех подозрений, которые имеются относительно истории развития этой программы. Отвечая на вопрос журналистов, нравятся ли ему итоговые формулировки документа, Денисов сказал...
Андрей Денисов: Мы, конечно, не можем выразить полное удовлетворение по поводу конечного текста заявления, поскольку в целом проблема сохраняется, и это причина глубочайшей озабоченности всех пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Важнейший итог наших длительных консультаций - то, что мы сумели выработать единую позицию, мы сумели создать документ, ясно и конкретно выражающий наши пожелания.
Александр Гостев: Соединенные Штаты по-прежнему занимают в отношении Ирана крайне жесткую позицию. Госсекретарь США Кондолиза Райс отметила, что заявление Совбеза - это сигнал Тегерану не пытаться скрывать свои ядерные разработки от мирового сообщества. Райс добавила, что с нетерпением ждет сегодняшней встречи в Берлине, где главы внешнеполитических ведомств пяти государств - постоянных членов Совбеза ООН и Германии обсуждают, какие шаги можно будет предпринять, если Тегеран не возобновит мораторий на все ядерные разработки ни через 30 дней, ни к очередной сессии МАГАТЭ, которая должна пройти в Вене в июне этого года.
Юрий Векслер: Глава МАГАТЭ Эль-Барадей несколько дней назад в Берлине в беседах с Ангелой Меркель и министром иностранных дел Германии Франком Вальтером Штайнмайером высказывался за прямые переговоры США с Ираном. Эту же мысль официально озвучил сегодня сам Штайнмайер в интервью газете «Хандельсблатт». Он, отвечая на вопрос о запланированных переговорах США и Ирана по Ираку сказал: " ...США должны были бы в этих переговорах не потерять из вида важнейшую международную тему, а именно, иранскую атомную программу».
США не спешат с прямыми переговорами с Ираном.
Говорит Джон Болтон, посол США в ООН...
Джон Болтон: Госпожа Райс, я уверен, найдет в беседе с коллегами в Берлине решения и рекомендации для дальнейших действий. Потому что это, конечно, неприемлемо, если у Ирана появилось бы атомное оружие. И Райс с коллегами найдут, как воспрепятствовать этому.
Юрий Векслер: Многие дипломаты думают также, как и представитель Германии при ООН Гюнтер Плойгер, который заявил вчера...
Гюнтер Плойгер: Ирану предоставлен шанс, и сначала надо посмотреть, как он им воспользуется.
Юрий Векслер: В самой Германии в отношении иранской атомной программы существует два, так сказать, местных аспекта. С одной стороны, несколько дней назад вследствие самой крупной за последние годы в Германии серии обысков по всей стране, в которых участвовали 250 сотрудников таможенных служб, была раскрыта сеть фирм, работавших на атомную программу Ирана.
О результатах проведенной операции сообщила ведущая расследования прокуратура города Потсдама. При обысках в помещениях 41 фирмы в десяти федеральных землях найдены доказательства нелегальных поставок в Иран элементов конструкций для атомной энергетики на суммы исчисляемые миллионами евро. Центром сети являлась, по сообщению прокуратуры, фиктивная фирма с местонахождением в Берлине. Аресты пока не производились, но прокуратура сообщила, что расследование проводится в отношении семи лиц, в большинстве своем русского происхождения. Часть поставок согласно сообщению была осуществлена через Россию.
С другой стороны, Германия до сих пор не расторгла договор с Ираном о сотрудничестве в области атомной энергетики, заключенный в 70-е годы. В рамках этого договора не только проходил постоянный обмен специалистами, на и проводились поставки оборудования. За последние 10 лет было произведено 67 поставок графита, применяемого в ядерной технике. Поставлялись и многопрофильные электронные приборы, и вакуумные насосы. Возможность расторгнуть, точнее, не продлить договор была в последний раз в 2002 году, но тогда правительство Шредера-Фишера решило излишне не раздражать Иран, с которым уже готовились переговоры "европейской тройки". Теперь договор можно будет не продлить в ноябре нынешнего года, и тогда он официально прекратит свое действие в конце 2007 года.
Александр Гостев: Тегеран тем временем по-прежнему упорно отвергает все обвинения со стороны западных стран в попытках создать ядерное оружие и отстаивает право на развитие мирной атомной энергетики. Официальную позицию иранских властей сегодня на пресс-конференции в Нью-Йорке озвучил посол Ирана в ООН Джавад Зариф сразу после принятия заявления Совбеза...
Джавад Зариф: Иран хочет сотрудничать с международным сообществом, однако не приемлет никакого давления или запугивания. Я еще раз специально повторю: у нас сильная аллергия на давление и угрозы. Не стоит ждать от нас положительной реакции на любые действия такого рода.