Сегодня в Берлине при участии верховного представителя ЕС по внешней политике и вопросам безопасности Хавьера Соланы проходит встреча министров иностранных дел стран - постоянных членов Совбеза ООН и Германии. На встрече обсуждаются дальнейшие шаги по решению проблемы атомной программы Ирана.
Накануне вечером в Совете безопасности ООН пять постоянных членов согласовали текст заявления по Ирану, который был принят единогласно. Тегерану дан 30-дневный срок для прекращения обогащения урана и возвращения к сотрудничеству с МАГАТЭ. Через 30 дней глава МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадей должен будет доложить Совету безопасности о том, прекратил ли Иран работы по обогащению урана.
Утренние газеты Германии цитируют накануне встречи в Берлине различные интерпретации короткого текста заявления. В частности, представитель Германии при ООН Гюнтер Плойгер считает, что «одна из целей этпого заявляния - безусловно желание усилить авторитет МАГАТЭ и его главы Мохаммеда Эль-Барадея. И эта цель достигнута».
Для многих подписавших заявления стран - в частности, для России, которая добилась того, чтобы в тексте не было угроз, понимаемых как последняя ступень перед введением санкций, и Китая - вопрос в целом является делом МАГАТЭ. Как заявил представитель России при ООН Андрей Денисов, «только следующая июньская сессия совета управляющих МАГАТЭ в Вене даст ответ об истинном характере атомной проиграммы Ирана».
Принятое заявление Совета безопасности конкретизировало повестку дня сегодняшней встречи министров иностранных дел в Берлине - какие шаги следует предпринимать, если Иран ни через 30 дней, ни к июньской сессии МАГАТЭ в Вене не остановит свою программу. Мохаммед Эль-Барадей несколько дней назад в Берлине в беседах с Ангелой Меркель и министром иностранных дел Германии Франком Вальтером Штайнмайером высказывался за прямые переговоры США с Ираном. Эту же мысль официально озвучил сегодня сам Штайнмайер в интервью газете «Хандельсблатт». Отвечая на вопрос о запланированных переговорах США и Ирана по Ираку, он сказал: «США должны были бы в этих переговорах не потерять из вида важнейшую международную тему, а именно иранскую атомную программу».
Но США не спешат с прямыми переговорами. «Госпожа Райс, я уверен, найдет в беседе с коллегами в Берлине решения для и рекомендации для дальнейших действий. Потому что это конечно неприемлемо, если у Ирана появилось бы атомное оружие. И Райс с коллегами найдут как воспрепятствовать этому», - считает Джон Болтон, посол США в ООН.
У госсекретаря США Кондолизы Райс сегодня очень насыщеный рабочий день. Кроме совещания у нее заплканированы двусторонние встречи с Ангелой Меркель, с Франком Вальтером Штайнмайером и с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. На последней встрече Райс предполагает поднять вопрос о выдаче российской разведкой Саддаму Хуссейну планов операций армии США в начале войны в Ираке.
В самой Германии во взглядах на иранскую атомную программу существуют два местных аспекта. С одной стороны, несколько дней назад вследствие самой крупной за последние годы в Германии серии обысков по всей стране, в которых участвовали 250 сотрудников таможенных служб, в стране раскрыта сеть фирм, работавших на атомную программу Ирана. О результатах проведенной операции сообщила ведущая расследование прокуратура города Потсдама. При обысках в помещениях 41 фирмы в десяти федеральных землях найдены доказательства нелегальных поставок в Иран элементов конструкций для атомной энергетики на суммы, исчисляемые миллионами евро. Центром сети являлась фиктивная фирма, зарегистрированная в Берлине. Аресты пока не производились, но прокуратура сообщила, что ведется следствие в отношении семи подозреваемых, в основном русского происхождения. Часть поставок, согласно сообщению прокуратуры, также была осуществлена через Россию.
С другой стороны, Германия до сих пор не расторгла заключенный в 70-е годы договор с Ираном о сотрудничестве в области атомной энергетики. В рамках этого договора не только проходил постоянный обмен специалистами, но и шли поставки Тегерану сырья и техники. За последние десять лет, в частности, было произведено 67 поставок графита, применяемого в ядерной промышленности. Также на экспорт шли многопрофильные электронные приборы и вакуумные насосы.
Возможность расторгнуть, а точнее - не продлевать этот договор - была в 2002 году. Но тогда правительство Шредера-Фишера решило излишне не раздражать Иран, с которым уже готовились переговоры европейской тройки. Теперь договор можно будет не продлевать в ноябре нынешнего года: тогда он официально прекратит свое действие в конце 2007 года.
Хотя тема совещания в Берлине - дальнейшие шаги в отношении Ирана, вряд ли подробности об ее итогах станут широко известны. Многие дипломаты думают так же, как и представитель Германии при ООН Гюнтер Плойгер, заявивший, что Ирану предоставлен шанс, «и сначала надо посмотреть, как он им воспользуется».