Ссылки для упрощенного доступа

«У американцев есть законное право оскорблять мою религию, но нет морального права на это»


Запад сокрушается, Восток кипит. Протестующие сжигают крест у датского посольства в Тегеране
Запад сокрушается, Восток кипит. Протестующие сжигают крест у датского посольства в Тегеране

Первой американской жертвой скандала вокруг карикатур на пророка Мухаммеда стал редактор газеты Иллинойского университета. Он перепечатал карикатуры в своем издании и потерял за это работу. Уникальное решение издателя газеты - а карикатуры уже были опубликованы в нескольких американских изданиях - добавило страстей пока вполне цивилизованным американским дискуссиям о приемлемости насмешки над религией и ее символами.


Студенты-мусульмане заявили, что карикатура на Мухаммеда, изображённого в чалме в форме бомбы, оскорбила их, и выступили с протестом. Издатель студенческой газеты к протесту прислушался; он объявил, что отстраняет от работы редактора редакционной полосы и главного редактора.


Противники карикатур указывают на то, что большинство крупнейших газет США не стали публиковать датские карикатуры. Студенты факультета журналистики на это отвечают, что в таком случае университетская газета была просто обязана их поместить – чтобы доказать независимость студенческой прессы. Карикатуры перепечатали студенческие газеты Гарвардского, Висконсинского, Иллинойского университетов, а газеты университетов в Аризоне и в Северной Каролине опубликовали карикатуры собственного производства.


Теперь уже бывший редактор 25-летний Актон Гортон заявил, что публикацией карикатур хотел открыть свободный и здоровый диалог на злободневную тему. Группа студентов выразила протест против его увольнения: «Где же наша свобода слова? Сегодня нам говорят, что нельзя смотреть на картинки в газете, а завтра нам скажут, какие книги нельзя читать?!»


Кесарю кесарево


Что это на самом деле - попытка ограничить свободу слова или проявление неуважения к другой культуре, к религиозным чувствам миллионов людей?


Этот спор возник в Америке с первых дней её существования. С одной стороны, сегодня здесь можно увидеть на обложке журнала Rolling Stone рэппера с терновым венцом на голове, купить в любом книжном магазине бестселлер «Код да Винчи», где говорится о сексуальной жизни Христа. С другой, в американских законах изначально были статьи о жестоком наказании за богохульство. В XVII веке в Мэриленде за богохульство предписывалось прибить язык еретика гвоздями к дереву, в Коннектикуте за святотатство могли приговорить к смертной казни. Могли, но, вроде бы ни разу не приговорили, и язык к дереву никогда в Мэриленде не прибивали. А в XX веке вообще отменили статьи о наказании за богохульство: это понятие, как было решено, относится к области религии.


Официальная позиция на сей счет была окончательно сформулирована Верховным судом в 1952 году - после того, как в Нью-Йорке католическая церковь потребовала запретить показ кинофильма Роберто Росселини «Чудо», в котором крестьянка воображает себя Девой Марией. Апелляционный суд штата Нью-Йорк поддержал запрет, но Верховный суд США выступил с разъяснением, что государство не должно запрещать реальную или воображаемую критику религиозной доктрины.


Почему американцы, в том числе и мусульмане, толерантно относятся к насмешке над религиозными символами?


Президент Католической лиги в защиту религиозных и гражданских свобод Уильям Донахью объясняет это тем, что ассимиляция и интеграция иммигрантов в США происходила гораздо активнее, чем, например, в странах Европы: «Уже их дети становятся стопроцентными американцами с американским толерантным подходом к разномыслию, к разным верам и к разному внешнему виду. За это мы должны благодарить историю Соединенных Штатов, ведь в течение двух столетий беженцы из разных стран, представители разных культур были вынуждены уживаться и уважать права друг друга. Сегодня у нас в Нью-Йорке есть итальянский, китайский, немецкий городки, почти не говорящие по-английски свежие иммигранты тоже уже американцы. Я думаю, нас отличает от подавляющей части мира то, что в американском обществе нет понятия "чужие"».


«Мы не сжигали театральные афиши»


Все это не означает, что никто в Америке не покушается на христианские святыни. Достаточно вспомнить хотя бы недавнюю выставку в Бруклинском музее, где была представлено изображение Богоматери, отчасти выполненное из слоновьих экскрементов. Уильям Донахью поясняет: «Как действовали мы, когда в октябре девяносто восьмого в Нью-Йорке прошла премьера пьесы "Корпус Кристи", - согласно ей, Христос был в сексуальных отношениях с апостолами? Мы не стали требовать от властей отмены спектаклей, мы [просто] вывели две тысячи людей на демонстрацию, нам противостояли пятьсот защитников спектакля. Мы не пошли на них грудью, мы не сжигали театральные афиши. В Соединенных Штатах у людей есть законное право оскорблять мою религию и другие религии, но у них нет морального права на это. Нашей целью было показать тем, кто не способен ответственно относиться к своему праву на свободу слова, что они чуждый элемент в нашем обществе, где, кстати, 96% людей верят в Бога».


Наш собеседник называет увольнение редактора иллинойский газеты «в высшей мере лицемерной акцией. В 1997 году в этом же университете была организована оскорбительная антикатолическая художественная выставка. На наши жалобы канцелярия ректора ответила, что мы должны спокойно воспринимать образцы творческого проявления самовыражения художников. То есть по каким-то причинам, о них можно только догадываться, руководство этого университета забывает о своей толерантности, когда дело касается оскорбления мусульман».


XS
SM
MD
LG