Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Беклемищева.
Андрей Шароградский : Европа готовится к приходу вируса птичьего гриппа. В Германии с завтрашнего дня все куры и утки должны будут содержаться только в помещениях. В Дагестане на днях уничтожено около 60 тысяч голов домашней птицы, зараженных вирусом птичьего гриппа. Правда, по версии дагестанских властей, обнаруженная в Дагестане его модификация не опасна для человека. Насколько готова Россия к весенней вспышке птичьего гриппа и ее последствиям? Об этом медицинский обозреватель Радио Свобода Ольга Беклемищева.
Ольга Беклемищева : Этой весной вместе с перелетными птицами на север идет птичий грипп. В Германии гибель двух лебедей и ястреба вызвало ряд правительственных мер и полемику в бундестаге. С подробностями наш корреспондент Юрий Векслер.
Юрий Векслер : В Германии угрозу распространения птичьего гриппа власти воспринимают очень серьезно. Сегодня министр сельского хозяйства страны Хорст Зеехофер выступит с заявлением на эту тему на специальном заседании бундестага. Обнаружение вируса у двух мертвых лебедей и одного ястреба на острове Рюген ускорило введение уже подготовленных мер профилактической защиты от распространения заболевания. Первая из них понятна. Говотит Хорст Зеехофер
Хорст Зеехофер : Мой призыв срочно ввести содержание домашней птицы исключительно в птичниках ни у кого не вызвало возражений.
Юрий Векслер : Введен также запрет на торговлю птицей и птичьим мясом на рынках и контроль на границах с целью не допустить, чтобы вирус проникал в Германию через нелегальные импорты птицы и продуктов из птичьего мяса. Предписано провести ветеринарный контроль всей домашней птицы. За этими мерами могут последовать вакцинация домашней птицы и ее массовый забой в случае обнаружения гриппа в птичниках.
Председатель парламентской комиссии по защите потребителя в Бербель Хён выступила с критикой того, что правила и меры в подобных ситуациях и, соответственно, запасы медикаментов и вакцин в федеральных землях различны, и выступила за принятие единых общегерманских предписаний по защите от птичьего гриппа.
Ольга Беклемищева : А в южных районах России начался массовый падеж домашней птицы. Из неофициальных источников известно, что представители республики Дагестан несколько недель назад пытались закупить вакцину для птиц у НИИ птицеводства в городе Пушкино, под Санкт-Петербургом, где уже есть экспериментальные партии. Однако регистрацию эта вакцина в Россельхознадзоре не прошла, причем объяснить причину задержки в Министерстве сельского хозяйства пока не готовы.
А для настоящей, качественной защиты не только птицы, но и человека, вакцина от вируса птичьего гриппа для птиц необходима. У профессора Ларисы Руденко, руководителя отдела вирусологии Института экспериментальной медицины РАМН, Санкт-Петербург, я узнала, что нужно сделать для предотвращения эпидемии.
Лариса Руденко : Нужно соблюсти правильно карантинно-инфекционные мероприятия среди птиц и людей, которые работают на этих предприятиях. Что я имею в виду? Во-первых, нужна вакцинация кур. Сейчас такая вакцина есть. Вакцина есть зарубежная. Я знаю, что голландская фирма выпускает такую вакцину. Это первое мероприятие.
Второе - необходимо вакцинировать людей, которые работают на птичьих хозяйствах. Это уже нужно вакцинировать человеческой вакциной именно от птичьего гриппа. Тогда вот этот птичий вирус не преодолеет барьер. Он не пойдет в человеческую популяцию, потому что куры иммунные и люди иммунные.
Ольга Беклемищева : Профессор Руденко и ее группа создали живую вакцину от вируса Н5 н1 для людей, которая может быть использована в случае, если пандемия все-таки вспыхнет. Ряд других научных центров создали свои варианты инактивированной, убитой вакцины. Рассказывает профессор Руденко.
Лариса Руденко : Экспериментальные серии и инактивированной вакцины и живой вакцины наработаны. Сейчас эти вакцины проходят доклинические испытания. Установка за клиническими испытаниями за тем, чтобы в высшей инстанции прониклись пониманием, что стране нужны две вакцины, что одной вакцины инактивированной не решить проблему пандемии. Во-первых, живая вакцина вводится интерназально - это быстрый метод введения. Во-вторых, она дешевая. Если убитая вакцина у нас в стране стоит 80 рублей, то живая вакцина стоит 30 рублей. Вы сами понимаете, источник куриных эмбрионов, на которых готовится и та, и другая вакцины, очень ограничен. Из одного куриного эмбриона готовятся две дозы убитой вакцины и десять доз живой вакцины. Какую вакцину проще наработать? Это же будет глобальное покрытие интереса общества.
Нужно помнить о том, что при пандемической ситуации каждая страна будет защищать своих граждан собственными препаратами. У них тоже объем выпуска лимитирован. Нам не продаст никто ни одной дозы вакцины.
Ольга Беклемищева : Как мне удалось узнать, Министерство здравоохранения и социального развития не финансирует разработку вакцин для данного случая. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Служба главного санитарного врача) так же не признает за собой чести финансирования разработок вакцин. Живая российская вакцина сделана на зарубежный грант.
Лариса Руденко : Эта работа была сделана абсолютно на зарубежные гранты, совместно с Центром по контролю заболеваемости США. Там год работали два сотрудника. Как раз эта работа сделана за счет совместных программ.
Ольга Беклемищева : Это была профессор Лариса Руденко, институт экспериментальной медицины.