В связи с разыгравшимся недавно скандалом по поводу захвата ФСБ «камня с электронной начинкой» много внимания уделяется российским неправительственным организациям, получавшим иностранную финансовую помощь. При этом почти ничего не говорят ни о российских правительственных организациях, пользующихся финансированием из тех же источников, ни о самих источниках и причинах этой помощи.
Сообщения российских масс-медиа о нынешнем шпионском скандале исполнены по преимуществу в стилистике легкой иронии, полны насмешливых заголовков и фраз, вроде "Роман с камнем", "Философский камень", "Философский камень за пазухой". А заявление официального представителя ФСБ Сергея Игнатченко о "самом главном", - что ФСБ впервые удалось установить, что сотрудники посольства "использовали связь с агентурой" и "финансировали ряд неправительственных организаций" вызвало реакцию массового недоверия. ("Софизмы от ФСБ", "ФСБ сфабриковала "шпионский скандал", "провокация спецслужб", "Наглядное пособничество. ФСБ подготовила аргументы в защиту закона о некоммерческих организациях", "Я не верю в способность ФСБ находить настоящих шпионов", "Сказки ФСБ о шпионах, НКО и камнях" - вот ключевые фразы разошедшиеся по страницам газет и экранам телевизоров). Бывшие сотрудники советской разведки (например, полковник Михаил Любимов, подполковник Владимир Путин) иронически высказались по поводу ментальных достоинств своих британских коллег. Технические эксперты - по поводу технологической осведомленности сотрудников ФСБ, выдающих обретенный ими "камень" за последнее слово шпионской науки и техники: "устройства для сооружения таких "камней" можно купить на любом компьютерном рынке". "Надежность" этого технического устройства, у которого то ли забарахлили контакты, то ли сели батарейки, тоже стала предметом многочисленных шуток.
Не до шуток только представителям российских организаций, получавших деньги из британских источников. Марк Доу, чье имя постоянно упоминается в связи с обретением ФСБ чудесного "камня" не только второй секретарь британского посольства в Москве, но и координатор "Фонда глобальных возможностей" при МИД Великобритании. Причем если гражданам и организациям, получавшим в России средства от этого Фонда, в российских масс-медиа уделяется довольно много внимания, то британским "Фондом глобальных возможностей", его деятельностью и мотивами почему-то никто не интересуется.
Тайна «Фонда глобальных возможностей»
В отчете "Фонда глобальных возможностей" за 2003-2004 годы, как сообщает наш лондонский корреспондент Елена Воронцова, достаточно подробно описываются все секторы деятельности, финансируемые из британской казны. Стандартный размер грантов от трех до тридцати тысяч фунтов, но в отдельных случаях выделялись и большие сумму. "Фонд глобальных возможностей" работает с некоммерческими организациями, бизнес-структурами и не в последнюю очередь с государственными учреждениями.
В первую очередь это управление климатом и энергией (в России было разработано несколько программ, направленных на эффективное использование и восстановление природных ресурсов), а также на снижение выбросов метана в российской промышленности и на безопасность энергии. Один из разработанных методов, например, предусматривает запуск пилотной программы по измерению и снижению количества выбросов вредных веществ в Калининграде. На этот двухгодичный проект было выделено 157 тысяч фунтов. В этом проекте британский "Фонд глобальных возможностей" работал с департаментом экономики Администрации президента Российской Федерации, с Министерством энергетики, с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и другими.
Партнерами Фонда и получателями британских средств выступают прежде всего российские правительственные и муниципальные организации. Вообще "экологические усилия" Фонда нацелены на помощь России в решении задачи национального масштаба - на выполнение ею положений Киотского протокола. Фонд выделил на это 133 тыс. британских фунтов.
Фонд работает также и с бизнес-структурами. Федеральная служба по финансовым рынкам России в 2005 году инициировала обновление российского Кодекса корпоративного поведения. "Фонд глобальных возможностей" финансировал проект по составлению новой редакции этого кодекса. Российский Институт директоров координировал рабочую группу, чья деятельность была связана с повышением эффективности работы совета директоров. Затрагивались также вопросы внутреннего контроля и особенности корпоративного управления в компаниях с государственным участием и холдинговых компаниях. Кроме того "Фонд глобальных возможностей" поддержал разработку программы дистанционного обучения под названием "Роль государственного сектора и гражданского общества в развитии социально ответственного бизнеса". Можно упомянуть и о поддержке "Фондом глобального развития" судебной реформы в России. 35 тысяч фунтов пошло на улучшение условий содержания под стражей до суда в Москве.
Саратов: объект на контакт не выходил…
В прошлом году саратовские газеты освещали визит 2-го секретаря британского посольства, его интересе к реформе пенитенциарной системы и желание посетить энгельсовскую исправительную колонию № 2. Зачем приезжал в Саратов Марк Доу? - Ответ на этот вопрос ищет местное управление ФСБ. Марк Доу был в Саратове в июне прошлого года, встречался с областными чиновниками, депутатами и сотрудниками управления исполнения наказаний, посетил колонию № 2, сообщает наш саратовский корреспондент Ольга Бакуткина. Гостя из Великобритании интересовало все - от реакции населения на монетизацию льгот и отмену губернаторских выборов, до настроений местной молодежи. Вице-губернатор Виктор Будылев добросовестно отвечал на вопросы. Вообще руководству Саратовской области не везет с визитерами. Экс-губернатор Дмитрий Аяцков был последним, кто радушно принимал у себя Михаила Ходорковского. В первые месяцы руководства губернатора Павла Ипатова Саратов посетил Марк Доу. Вопрос о его связи с местными общественными организациями вероятно волнует сейчас силовые структуры, вот только ответить на него непросто. По словам министра информации и общественных отношений правительства Саратовской области Антона Комарова, в губернии зарегистрировано 2800 некоммерческих организаций: «Сказать достоверно, сколько из них ведут реально деятельность, просто не представляется возможным. По анализу участия в различных грантовых программах областного масштаба можно сделать вывод, что это реально не больше 10-15% от всего количества».
По мнению руководителя неправительственного фонда "Саратовская губерния" Ильи Чукалина, реальная цифра активно работающих общественных организаций еще меньше: «На мой взгляд, не более 5-7% реально работают. Все остальные либо умерли, либо были созданы на время. Часто общественные организации создавались под какие-то грантовые проекты. То есть они создались, отработали грант и умерли благополучно, потому что другого финансирования больше не получили».
Фонд "Саратовская губерния" аккумулирует средства для поддержки общественных организаций из региональных источников. Поскольку в компетенцию руководителя фонда входят вопросы финансирования, он лучше чем кто-либо знает, на какие средства существуют местные общественные организации.
«Саратовская область в приоритеты британского правительства не попадала. Ни одна общественная организация Саратовской области британских средств не получала. Я имею в виду деньги британского правительства, а не британских организаций. То есть Саратовская область никак себя в этом плане не проявила. Сказать, что это супер-плохо или супер-хорошо тоже нельзя, поскольку ажиотаж во многом надуман вокруг этой проблемы и нельзя все общественные организации обвинить, если они получали средства от британского правительства, то они каким-то образом работали со спецслужбами Великобритании», - говорит Илья Чукалин.
Во время визита в Саратов Марк Доу не проявил интереса к существующим в регионе общественным организациям. Да и на встречу с дипломатом, по словам Ильи Чукалина, их никто не приглашал. Так что отчитываться за контакты придется местным чиновникам и сотрудникам второй колонии, поскольку целью поездки в Саратов Марка Доу было финансирование Министерством иностранных дел Великобритании реформы пенитенциарной системы в России.
Итак, в Саратове следов общения координатора "Фонда глобальных возможностей" с неправительственными организациями не обнаружено. Может быть, это получится в Томске, по которому у британского Фонда выставлен на сайте большой проект?
Томск: смутные воспоминания
В Томске, как сообщает наш местный корреспондент Мелани Бачина, сегодня работает 13 общественных правозащитных объединений. Борис Крендель, председатель томского Общества правозащитников, в декабре прошлого года принимал участие в семинаре "Язык вражды и права цыган", финансовую поддержку которому оказывал "Фонд глобальных возможностей" при британском Министерстве иностранных дел и по делам содружества. Но ничего об этом фонде главный томский правозащитник не знает.
Томский политехнический университет активнее всех других вузов города сотрудничает с различными западными и европейскими фондами и общественными организациями. В отделе по работе с международными программами и фондами томского политехнического университета нам ответили, что про "Фонд глобальных возможностей" ничего не слышали. Но в администрации города Томска о фонде слышали и знают. Представители городской администрации год назад принимали участие в семинаре в Новосибирске. Это семинар проходил в рамках программы, которую Фонд поддерживал на территории Томского региона. Но что это за программа и как она называлась, почти никто не помнит.
«Программа совершенно по-другому называлась. Это на один из семинаров приехала я. Вообще программа длилась три года, другие работники там участвовали. Я поехала только на один семинар по поводу социальной поддержки населения. И там мы готовили экспертов, которые могли работать по муниципальным грантам, проводить мониторинг, оценку муниципального гранта. Как этот фонд называется - я даже этого не могу вспомнить», - говорит одна из участниц программы.
Тем не менее, в администрации города Томска нам сказали, что они обращались к «Фонду глобальных возможностей» с муниципальной программой по развитию территориального общественного самоуправления в Томске на 2006-2007 годы. Условия финансирования этой программы должны были быть пятьдесят на пятьдесят. Томская администрация свой вклад в программу уже сделала, выделив на нее четыре миллиона рублей. От представителей "Фонда глобальных возможностей" никакого ответа в томской администрации до сих пор так и не получили.
Получат ли томские муниципалы после скандала с "камнем" обещанные британские деньги, еще вопрос. Точно так же непонятно пока, произойдет ли на средства Фонда глобальных возможностей запланированное им на 2006 год обучение 59 представителей российской региональной и муниципальной власти, бизнесменов и преподавателей провинциальных вузов. Судьба Фонда и его деятельности на территории России пока остается под большим вопросом.