Ссылки для упрощенного доступа

«Дни Турбиных» в Риге ставились полулегально


Михаил Булгаков никогда не бывал в Риге, однако, как свидетельствуют местные историки, столица Латвии оставила заметный след в его творчестве и личной жизни. Жена писателя Михаила Булгакова — Елена Сергеевна родилась в Риге в 1893 году. Отец ее — крещеный еврей Сергий Маркович Нюрнберг — работал учителем. Мать — дочь православного священника Александра Горская — воспитывала детей и занималась хозяйством. Семья жила в престижном районе города. Вскоре Лена поступила в здешнюю Ломоносовскую гимназию, а на вопросы, о своей национальности отвечала «не знаю», или просто пожимала плечами.


«Что касается национальности, могу добавить, что в Российской империи была значима, не по национальность, а вероисповедание. Если мы вспомним стандартные опросные листы, когда интересовались положением человека, то смотрели на язык, который использовался в него дома, — это играло роль, и играло роль то, в какую церковь он ходит. А Нюрнберги, они лежат вот здесь как раз, в Риге, на Покровском кладбище», — свидетельствует латвийский историк Олег Пухляк.


Историк сообщает, что каких-либо подробностей о рижском периоде жизни жены Михаила Булгакова сохранилось мало, но известно, что с детства Елена Сергеевна увлекалась театром: «В общем-то, ее театральные пристрастия проявлялись. Что точно известно о ее рижском периоде так это, что она была завзятой театралкой и охотно ходила во Второй городской русский театр, нынешний наш Национальный театр, а тогда это был театр, с русской труппой, в основном игравшей русскую классику. Она была завсегдатаем этого театра».


В 1911 году Елена Сергеевна с успехом окончила Ломоносовскую гимназию, где работал ее отец, а в 1915 году попала в эвакуацию: «в эвакуацию 1915 года отправляли не только учеников, учителей и учебники, а всю гимназию, в том числе и архивы. Благодаря этим переездам мало что сохранилось от них. Практически все архивные данные, которые касаются довоенного периода и Первой мировой войны, они почти не сохранились. Елена Сергеевна попала в эвакуацию, а с 1915 года она уже жила в Москве.


Сам Михаил Афанасьевич Булгаков в Риге не был, однако, по мнению историка, некий рижский след все же просматривается в его творчестве: «Улочка Виландас навевает некоторые размышления, потому что если мы так посмотрим внимательно на все имена сатаны, много найдем, а Воланд — какое-то такое диковинное имя. И если посмотреть на улицу Виландас, рижскую улицу, — это наводит на определенные размышления. Насколько это случайно или нет — мы можем только сейчас разводить руками».


Интересно и другое. После 1926 года, когда в советской России Булгаков оказался практически под запретом, в Риге, то есть, по сути, в эмиграции издавались и ставились его произведения: «Да, в межвоенный период в Русском театре центральная группа неоднократно ставила булгаковские произведения. Так в 1927 году там ставился спектакль "Дни Турбиных". Причем с постановкой связана тоже полулегальная история, потому что Булгакову было запрещено ставить свои спектакли, и это означало, что ему запрещено, в том числе, и распоряжаться своим правом на поставку. И когда из Риги пришел запрос на разрешение поставить спектакль, он отвечал, что таких прав дать не может, объясняя ситуацию. И тогда Гришин, который руководил всем этим процессом, идет на интересный шаг: каким-то образом текст пьесы оказался в Германии, через Германию у одного из таких предпринимателей от литературы закупаются права на этот спектакль, после чего опять пишут письмо... Надо отдать должное руководству Русской драмы, которые написали тогда письмо Булгакову: "Да, у нас нет с вами формального заключения, но мы понимаем, что мы берем на себя определенные моральные обязательства, и какие-то определенные проценты со сборов будем вам высылать". А в 1933 году ставится по булгаковскому "Мольеру" спектакль, который назывался "Комедианты господина"».


В 1956 году в Риге умерла мать Булгаковой, Елена Сергеевна приезжала на похороны. По-разному сложилась судьба и других ее родственников. Рассказывает Олег Пухляк: «Здесь же находились братья, Александр и Константин. Здесь же находилась и сестра Ольга. Александр должен был уехать в Гамбург, и он умирает на своей вилле в 1964 году, недалеко от Гамбурга. А Константин в 1941 году был арестован, и следы его теряются, может быть, даже где-то и в Риге, потому что очень много расстрелов проводилось в Риге, не всех увозили далеко. Прямых родственников Булгакова проследить уже очень и очень трудно».


XS
SM
MD
LG