Жители двух сел в Катангском районе Иркутской области третьи сутки живут на крышах своих домов, спасаясь от наводнения. В паводок местная река Нижняя Тунгуска вышла из берегов и затопила села Преображенка и Подволошино. После того, как на третий день наводнения в местном МЧС заявили, что уровень воды падает, жители сел рассказали Сибирь.Реалии, что вода, напротив, стала прибывать, и с 8 мая они живут на крыше.
По словам опрошенных жителей села, после подъема воды спасатели не предлагали их эвакуировать.
"Привыкли терпеть уже"
"Вода в Нижней Тунгуске начала снижаться. Из-за нее 10 мая в поселке Преображенка Катангского района затопило почти 150 домов и участков. Но с вечера 10 мая до утра 11 мая уровень воды упал с 1009 до 967 сантиметров при критическом уровне в 890 сантиметров", – рапортуют спасатели.
Жители Преображенки сообщают, что это устаревшая информация – вода, напротив, с вечера 11 мая стала прибывать.
– Третий день сидим на крыше! Не можем же мы бросить животных. А с ними не эвакуируют. И дом оставить нельзя. Вот и ночуем здесь. Нет, не то чтобы мародеров опасаемся – просто вода прибывает, и по мере сил мы с мужем поднимаем ценные вещи на крышу. Знаем, что потом ничего нам не компенсируют власти. Мы же не первый год тонем. А что требовать-то?! Привыкли терпеть уже, – говорит учительница из катангского села Преображенка Елена Потанина.
По словам Анастасии Рязановой из Подволошино, наводнение началось еще 7 мая.
– В сам лог вода начала заходить 7 мая, 8 мая днем она еще немного прибыла. А ближе к вечеру прям очень сильно стала прибывать и заходить в дома. Ночью поднялась окончательно, – говорит Рязанова.
На сегодня Тунгуска затопила в Подволошино 39 домов, в которых живет 116 человек, в том числе 19 детей, сообщает МЧС. Улица Советская, по словам сельчан, превратилась в полноводную реку.
– Я вообще не знаю, куда мне?! Трое детей, один на руках – совсем маленький, – почти кричит в трубку Евгения из Подволошино. – Лодка-то есть, но справлюсь ли я с ней?
По словам жителей Преображенки, к 10 мая в селе были затоплены все 20 домов, в которых живет 29 человек.
– Примерно на метр двадцать в доме стоит вода у нас. Выше подоконника, – рассказывает Потанина. – Спасаемся на крыше, потому что знаем – дальше будет прибывать. Соседка уже погибла – полезла на крышу и сорвалась в воду, тело вроде не нашли до сих пор. И это еще не самое страшное произошло – в 2013 году вообще 10 дней сидели на крыше! Боимся больших льдин. Несколько лет назад большая льдина снесла аэропорт (здание сельского аэродрома). В этом году разрушила дом моей коллеги.
В дом Марины Ждановой 10 мая влетела большая льдина – сейчас он окончательно рухнул. Она с мужем успели схватить только паспорта и собаку, живут у соседей, дом которых стоит на горе.
По словам жительниц Преображенки и Подволошино, чиновники каждый год объезжают их в апреле-мае с бумагами на отказ от эвакуации – знают, что заранее уезжать из дома жители не будут, топит не каждую весну. Но от возможных исков власти себя все-таки подстраховывают.
– Эвакуацию предлагали заранее. Несколько человек, у кого дома прям в низине, улетели в Ербогачен, – говорит Геннадий Обрубов.
– Каждый год мы надеемся, что "пронесёт". Многие на это рассчитывали. Не хотелось бросать и работу, – говорит Потанина из Подволошино.
По словам жителей обоих сел, рассчитывали они вовсе не на авось, а на своевременные работы спасателей с затором на Тунгуске.
– Мы очень рассчитывали на нашего губернатора Кобзева Игоря Ивановича. У него же есть опыт в таких делах. Он и пришел-то на место после того страшного наводнения в Тулуне в 2019 году, все тогда радовались, что эмчеэсник, – говорит Потанина. – Вроде надежды наши оправдывались – в прошлые три года МЧС заранее "бомбили" нашу речку профилактически. Как только появлялся затор, его с вертолета "бомбили".
В этом году спасатели опоздали, говорят сельчане, поэтому их "утопило". "Но скажут, конечно, что сами виноваты – не уехали вовремя", – переживают в Преображенке.
10 мая МЧС рапортовали, что провели взрывные работы возле села Подволошино, в русле реки Нижняя Тунгуска.
– После ликвидации заторов угроза подтопления исчезла, – объявил 10 мая замначальника МЧС по Иркутской области Валерий Шанц.
Жители уверяют, что угроза только выросла, так как работы провели слишком поздно.
– Ну, "бомбы", видать, кончились. Нужны для другого, – грустно шутит Николай. – И ведь знали же, что раздолбят лед – воды только прибавится, так как он быстрее таять начнет. Нет же, опять скажут – внезапно ситуация изменилась и угроза вновь появилась.
После "объезда" с бумагами для отказа от эвакуации жители обоих сел не видели ни чиновников, ни спасателей.
– Сейчас идет так называемая "черная вода". Тает снег и вскрываются боковые реки, – говорит Анна Залуцкая из Подволошино. – Вот и прибывает поток – конечно, это можно было предвидеть, это очевидно: на улице стало тепло, снег тает быстро.
Потанина из Преображенки также говорит, что после подъема воды никто в село не приезжал, чтобы эвакуировать жителей.
– К нам никто не приезжал. Про других не знаю, сидела на крыше. У нас есть лодка, муж сплавает за хлебом, продуктами. Главное, чтоб магазин работал. Мы к этому вообще-то 4 дня готовились. На крышу воду подняли, тёплые вещи. Но если затянется, то не справимся, боюсь. Очень хочется, чтобы быстрее весь ужас закончился, – повторяет Потанина.
Села в Сибири и на Дальнем Востоке весной регулярно топит. Иногда за сезон жители переживают несколько волн паводков. Пострадавшие нередко жалуются, что власти не платят им обещанные компенсации за потерянное жилье и имущество.