Ингодинский Читинский суд оштрафовал жителя Читы Антона Близнецкого на 120 тысяч рублей за четыре антивоенных комментария в интернете. Всего же полиция выписала ему 10 протоколов об административных правонарушениях, по каждому из которых будет вынесено отдельное судебное решение. Сейчас Антон точно знает о штрафах за четыре комментария и предполагает, что за оставшиеся шесть его оштрафуют еще на 180 тысяч. Итого будет 300. Где взять такие деньги, он не представляет: "Видимо, придется кредит брать".
"Мама сказала, что сразу передаст военкому мой адрес"
Найти Антона Близнецкого в социальных сетях непросто, там он сидит под чужим именем. Личных фотографий в профиле нет, информация о пользователе – недостоверна. Впрочем, силовикам это не помешало вычислить его как автора антивоенных комментариев. Редакция Сибирь.Реалии смогла связаться с Антоном лишь через брата-близнеца.
– Брат тоже за меня переживает, – рассказывает Антон, – но все равно гордится тем, что я не молчу. Он же тоже не поддерживает сегодняшний строй. Но, к сожалению, его недовольство остается на кухне. Жена моя тоже поддерживает меня, хотя волнуется. А вот с родителями история иная: они люди советской закалки, верят в пропаганду, думают, что в Украине нацисты и российская армия борется со злом. Мама однажды даже сказала, что если мне придет повестка, то прятать меня не станет, сразу передаст военкому мой адрес проживания. Я ей тогда шутливо ответил: "Мам, а это ты предатель". А она мне: "А я проблем не хочу".
Работу местной власти в соцсетях Антон Близнецкий критикует уже несколько лет, однако всерьез его комментариями заинтересовались только после начала войны. Когда он стал открыто осуждать военное вторжение в Украину, мобилизацию и российскую пропаганду.
Как по его анонимному аккаунту во "ВКонтакте" полиция нашла адрес его прописки, Антон так и не узнал. Полицейские, по его словам, сначала пришли к его родителям (там он только прописан и свои комментарии не писал из этой квартиры), и мать отдала им адрес его съемной квартиры и телефон.
– Мне позвонили и вызвали на допрос. Я скрываться не стал, но и сильно там [в отделении] не разглагольствовал. Если бы вы были из правительственного СМИ, я даже не стал бы с вами общаться, – говорит Антон. – Но я слышал, что власти не любят ваше издание, значит, пишете правду. Сегодня все, кто говорит и пишет о том, что на самом деле творится в этом нацистском государстве, – "иноагенты" или "враги". Как видите, скоро и меня таким считать начнут.
Днем Антон работает в одном из учреждений торговли, вечера проводит за компьютером – читает новости в интернете, а если недоволен происходящим – пишет об этом в комментариях.
– Ну, у нас же демократическое государство, насколько мы помним, – иронизирует Антон. – Я всегда верил, что даже наше мнение в интернете может дойти до властей. Если думаете, что я осуждал только "спецоперацию", – ничего подобного. Это началось еще задолго до войны. Особенно, когда пришел Осипов (Осипов Александр Михайлович, губернатор Забайкальского края. – СР). То есть сначала я, как и большинство забайкальцев, ему поверил. И не скрываю, что голосовал за него. А потом стал понимать, что хуже губернатора у нас еще не было. Деньги в регион приходят, а оседают непонятно где. Во власти – бездарные министры, а бывший сити-менеджер Читы Сапожников – совершенно некомпетентный кадр. И я стал об этом писать в сообществах администрации и правительства. И, знаете, ведь никто меня не блокировал. Значит, тогда им было выгодно, что я создаю весь этот негатив.
"В войне виноваты обычные граждане"
– Моя сестра живет в Москве, она окончила МГИМО по специальности политология, – рассказывает Антон, – и, зная происходящее изнутри, она не поддерживает Путина. Мы часто с ней обсуждаем его политические ходы, и вот, еще за несколько лет до войны, сестра сказала, что рано или поздно его правление доведет до кровопролития. В отличие от Z-патриотов, она считает Путина тираном.
Антон вспоминает, как кардинально поменялась его жизнь 24 февраля 2022 года. Все, о чем он мог думать в тот момент, – начавшаяся война. И начал писать в соцсетях о ней.
– А чего бояться? Давайте продолжать молчать, а эти изверги будут делать что хотят. Вы понимаете, почему идет эта война? В этом, в первую очередь, виноваты мы – обычные граждане. Потому что допустили до власти таких, как Путин, потому что молчим, когда проливается кровь, а что еще страшнее – поддерживаем это. Я не захотел молчать. Я постоянно писал о том, что мы не освободители, а оккупанты. Я призывал прекратить спонсировать эту войну. Но люди чаще всего реагировали агрессивно: отвечали мне, что я враг народа, и требовали покинуть страну. А почему я должен это делать? Я люблю Россию, это моя Родина, и я хочу, чтобы она процветала. Но при таких властях и при таком народе она только загибается.
Среди новых российских законов, которые Антон критикует в интернете, – господдержка родственников российских военнослужащих, воюющих в Украине.
– Нет, вы же слышали, что наше правительство предоставляет бесплатный проезд для детей воюющих, – говорит Антон. – Разве это правильно? Их отцы получают огромные деньги, извините, но даже после гибели кормильца семье достается целое состояние. Кроме этих денег, льготы, бесплатное высшее образование, все вне очереди. А простые люди как должны жить? Бесплатное питание в школах! У нас даже дети из неполных семей обеды оплачивают сами! Где справедливость?! А ведь большинство из этих "воинов" в Украину зачем едут? Чтобы заработать.
"Я подходил к военкомату и уговаривал мужиков остаться дома"
21 сентября 2022 года в России была объявлена мобилизация. В Чите сотни мужчин выстроились у военкоматов в очередь для отправки в Украину.
– Я проезжал мимо военкоматов. Везде огромное количество людей. Нет, вы представьте: мужчины пьют, кто-то песни поет, женщины плачут. Я не выдерживал, останавливался, подходил к мужикам. Говорю: "Да не наша это война, не едьте, погибнете же!" А они все свое: кто о деньгах, кто об украинском нацизме. Люди с промытыми мозгами. Я никого не смог отговорить, – сетует Близнецкий.
Не смог Антон и отговорить своего лучшего друга из Санкт-Петербурга: вот уже полгода, как тот отправился на войну добровольцем.
– Мы с ним не общаемся больше. А о чем с ним говорить? Конечно, жаль, что так получилось. Человек он был хороший. Но теперь приходится так. Война открыла настоящие лица.
Свою точку зрения Антон не раз высказывал и в сети, называя россиян оккупантами, критикуя провоенные акции, которые устраивают власти. Уверяет, что при этом все его комментарии "не выходили за рамки приличия и оскорбительными не были". Так продолжалось до 21 февраля 2023 года, когда Антон включил телевизор, где по всем федеральным каналам шел прямой эфир послания президента РФ Федеральному собранию.
– И тут я не выдержал, – вспоминает он, – зашел в интернет, а там во всех группах, даже в наших, местных, Путина хвалят. А вы слышали это выступление? Да лапшу на уши опять вешал. И опять все о войне, будто других проблем нет. И не помню я, что написал дословно, но скажу точно: то, как я назвал Владимира Владимировича, нельзя назвать цензурным. После этого в сообществах краевого правительства и читинской администрации меня заблокировали, указав, что я оскорбляю участников. Но я не их оскорблял, а президента.
"Штраф не заставит молчать"
В начале мая Антону позвонили из полиции и вызвали на допрос.
– Разумеется, я испугался, – вспоминает Антон, – и дело тут не во мне даже, а в моей семье. Хоть и жена меня поддерживает, но если я попаду за решетку, то ей будет сложно. Но в этот раз, казалось, обошлось: все-таки не по уголовному законодательству судят, а по административному. А штраф, я думал, скорее всего, будет небольшим. Ну, тысяч 30, может.
Тогда Антон не знал, что в общей сложности ему вменят 10 комментариев и 30 тысяч рублей назначат примерно за каждый. 17 и 18 мая состоялись первые два суда по административным делам Близнецкого. За каждый из четырех комментариев на этих двух заседаниях ему присудили штраф в размере 30 тысяч рублей, в общей сложности – 120 тысяч.
– Я вообще ничего не понимаю, если честно. Вот смотрите, в решении написано, что я якобы раскаялся в содеянном. А я не спорил на заседании, но и не оправдывался. Мне, по сути, и слова не дали сказать – сразу вынесли решения, и все, – говорит Близнецкий.
В постановлениях суда (есть в распоряжении редакции) сообщается, что первый штраф Близнецкому присудили за комментарий от 1 октября 2022 года, который он писал, "находясь по месту жительства, в социальной сети "ВКонтакте", в открытом публичном сообществе "Чита/Забайкалье/75регион – новости" под новостью "В состав России официально приняты четыре новых субъекта".
"Оставил комментарий следующего содержания: "Какая разница, присоединяй или нет, все-равно весь мир не признает, и Украина обратно силой отберет все территории, включая Крым, ведь это незаконно аннексированные территории Россией", – цитирует анонимный аккаунт судья и следом дает свою оценку: "то есть совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.3.3. КоАП РФ".
Следующие 30 тысяч рублей штрафа Близнецкому присудили за то, что 7 октября вечером он в том же самом читинском паблике под новостью "Бывший руководитель администрации Читы Александр Сапожников поздравил жительниц Забайкальского края с Международным женским днём прямо из зоны СВО" оставил комментарий: "Чиновник, ставший оккупантом". "То есть совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.3.3. КоАП РФ", – подытоживает судья.
Близнецкий присутствовал лишь на первых двух судебных заседаниях, на которых рассматривали протоколы по четырем комментариям. Все остальные судебные решения принимались в его отсутствие. О них Антон узнал от редакции Сибирь.Реалии и на сайте суда, где отмечено, что решения уже вынесены. Что именно решил судья, и за какие комментарии выписаны протоколы, Близнецкий может лишь гадать.
– Сегодня должны были быть заседания, но итоги мне так и не сообщили! Но если считать еще шесть комментариев с тех судов, на которых меня даже не было – это еще 180 тысяч. То есть 300 тысяч за десяток комментариев! – подсчитывает Антон. – Откуда брать такие средства?! Я не понимаю. Апелляцию подавать не буду: считаю, в карательном полицейском государстве это бессмысленно. Значит, придется брать кредит. Заставит ли меня это молчать? Разумеется, этот штраф станет уроком. Следующий раз буду не так эмоционален и буду думать над каждым комментарием, подбирать слова. Но поддерживать Путина или молчать – не собираюсь.