Добычей ФСБ стал еще один сибирский ученый, обвиненный в госизмене. На этот раз из Томска. Он был соавтором работ по гиперзвуковой тематике у сотрудников Института теоретической и прикладной механики им. Христиановича СО РАН из Новосибирска, задержанных в последний год. В правозащитной организации "Первый отдел" уверены: репрессивная кампания нарастает и следующей жертвой ФСБ может стать абсолютно любой ученый, занимавшийся этой тематикой в составе международных коллабораций. Не поможет ни согласование работ внутри НИИ, ни гиперзвуковая тишина вокруг уголовных дел, которую создают родственники и адвокаты обвиняемых при тотальном игноре этой трагедии со стороны руководства РАН и других академических институций.
Текст: Евгений Насыров, T-invariant
Новым задержанным по делу сибирских ученых из Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) им. Христиановича Сибирского отделения РАН, обвиняемых в госизмене, стал ученый Владислав Галкин из Томска. Об этом T-invariant сообщила Елена Нефедова, и.о. председателя Советского районного суда Новосибирска.
Владислав Галкин – кандидат физико-математических наук, доцент Томского политехнического университета, постоянный соавтор Валерия Звегинцева, главного научного сотрудника ИТПМ СО РАН, также обвиняемого в госизмене. Оба ученых опубликовали большое количество научных работ по гиперзвуковым технологиям (как правило, еще с несколькими соавторами).
Надо отметить, что в этот раз изначально суд сообщил о задержании еще одного обвиняемого в госизмене, не называя его имени, как бы между делом. 6 декабря появилась информация о том, что домашний арест Звегинцева продлён еще на два месяца, до 07.02.2024, и до этой же даты будет длиться "срок задержания под стражей второго обвиняемого". Дела в отношении обвиняемых в госизмене и так с каждым новым делом становятся всё более закрытыми и не публичными (T-invariant не раз писал об этом), адвокаты и родственники отказываются от распространения какой-либо информации, но отсутствие имени в сообщении суда – серьезный шаг к еще большей закрытости. "Это действительно что-то новое в отношении ученых, обвиненных в госизмене. Ну, будь их [ФСБ] воля, они бы вообще ничего не сообщали, не называли", – отмечает основатель "Первого отдела" Иван Павлов.
Владислав Галкин, судя по его научным публикациям, довольно разносторонний учёный-механик, отмечает доктор физ.-мат. наук Андрей Цатурян, изучивший по просьбе T-invariant его работы.
"У него есть работы по реологии, фильтрации (применительно к нефтедобыче) и сверхзвуковой газовой динамике. На раннем этапе научной карьеры занимался модными несколько десятилетий назад МГД-генераторами. Судя по публикациям, Владислав Галкин – и экспериментатор, и теоретик; у него есть работы по численным методам газовой динамики. Совместные работы с коллегами из Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН, в том числе с Валерием Звегинцевым, начиная примерно с 2016 года посвящены механике сверхзвуковых течений – тематике, к которой, по крайней мере, с 2015 года проявляет повышенный интерес ФСБ (см. текст "Гиперзвуковая тишина"). Они посвящены конструкциям воздухозаборников для сверхзвуковых летательных аппаратов и включают идеи модификации их конструкции, численные расчёты и даже испытания в аэродинамической трубе до чисел Маха (скоростей звука) 4-5, что формально не относится к гиперзвуку, но близко к нему. Все публикации вышли в открытой печати наверняка с соответствующими актами экспертизы. Уверен, в Институте им. Христиановича с этим строго", – объясняет собеседник T-invariant.
В одной из последних совместных работ Галкина и Звегинцев, опубликованной в иранском "Journal of Applied and Computational Mechanics", "предложен метод проектирования высокоскоростных осесимметричных воздухозаборников за счет реверса потока в соответствующем изоэнтропическом сопле".
Воздухозаборники в соплах "Кинжалов", "Цирконов", "Авангардов" и "Сарматов" очевидно заинтересовали и чекистов. "Дело сибирских ученых" разрастается, и это определенно уже настоящая кампания ФСБ против всех ученых, занимающихся "гиперзвуковыми технологиями", считает Иван Павлов.
"Для ФСБ ученые – это легкая добыча, в основном они люди возрастные, быстро, в первый же день, ломаются, на них следователь прикрикнет и они делают всё, что он им скажет, идут на поводу. Безусловно все дела связаны именно гиперзвуковой тематикой, неважно, где живут и работают ученые, в любом случае все их дела курируются в Центральном аппарате ФСБ, это не региональный уровень. Путин несколько лет назад поручил беречь перспективные российские технологии в гиперзвуке, вот чекисты и упражняются", – объясняет Иван Павлов.
У большинства работ Звегинцева кроме Гаклина есть еще несколько соавторов. Означает ли разветвление дела на ученых из других сибирских городов, что соавторам стоит "приготовиться"? Логику ФСБ Иван Павлов формулирует следующим образом:
"Как ученый-гиперзвуковик становится фигурантом дела о госизмене? Если участвовал когда-либо в международном научном проекте, был ответственным за передачу отчетной документации иностранным партнерам… считай всё. Дальше чекист определяет, была ли в отправленной информации гостайна, и тут уже не важно, было ли согласование, не было, это их не волнует – отправил "гостайну", значит ты госизменник".
Подтвердить, проводилась ли экспертиза и согласование "гиперзвуковы" работ Галкина, пока не получилось: в Томском политехническом университете не ответили на запрос T-invariant.
Предыстория дела сибирских ученых
Напомним, что в мае T-invariant сообщал, что трое арестованных физиков по "новосибирскому делу", как и их предшественники – четверо ученых, также в разные годы обвиненные в госизмене – участвовали в проектах седьмой рамочной программы Европейского союза "TransHyBerian" (координатор – Фон-Кармановский институт гидродинамики, Бельгия). Тогда как контакты ученых с Китаем и с Ираном являются лишь поводом, а не причиной арестов (об этом говорили собеседники и источники T-invariant).
Меньше чем за год в Институте теоретической и прикладной механики (ИТПМ) им. Христиановича Сибирского отделения РАН трех сотрудников обвинили в государственной измене. 7 апреля 2023 года был арестован главный научный сотрудник Валерий Звегинцев. В 2001 году он основал и возглавил в институте лабораторию "Аэрогазодинамика больших скоростей".
В 2006 году руководителем этой лаборатории стал Александр Шиплюк, будущий директор ИТПМ. Шиплюка арестовали в августе 2022 года.
Незадолго до этого, в июне 2022 года, был арестован главный научный сотрудник ИТПМ Александр Маслов, который в течение более чем двадцати лет являлся заместителем директора института по научной работе, курирующим аэродинамическое направление.
Все трое много лет в разное время были соавторами работ, которые можно найти в открытых базах данных научных статей. Сотрудники ИТПМ весной выражали опасение, что остальные ученые, которые являются их соавторами, находятся под угрозой ареста. Эти опасения сотрудники института выражали в открытом письме от всего учреждения (что по нынешним временам уже гражданская смелость).
Опасения ученых подтвердились самым прямым образом спустя полгода.