Заключенные красноярской колонии №31 рассказали о пытках, с которыми им пришлось столкнуться в так называемом Едином помещении камерного типа (ЕПКТ) – подобии тюрьмы или изолятора внутри колонии, куда отправляют за нарушения режима. Истории осужденных публикует издание The Insider, признанное в России иностранным агентом. Сотрудники ФСИН, которые возглавляли ЕПКТ в последние годы, в дальнейшем делали успешные карьеры в системе.
С 2003 по 2007 год ЕПКТ-31 возглавлял Игорь Кулагин, который теперь руководит управлением режима и надзора ФСИН России. В 2007 году Кулагин занял пост заместителя начальника красноярской ИК-31, но фактически сохранил контроль за ЕПКТ. Как вспоминают заключенные, работая в Красноярске, Кулагин никогда лично не участвовал в пытках, но иногда показывал человеку готовое свидетельство о смерти, чтобы надавить на жертву. "Он говорил: – Смотри, на тебя уже есть свидетельство о смерти, не хватает только числа". Зеленая длинная бумажка такая, все печати там от КТБ-1. Написали сердечную недостаточность. И ссылался на управу, мол, управа дала зеленый свет, поэтому мы здесь работаем, как можем", – рассказал один из бывших заключенных ИК-31.
Другой осужденный по имени Михаил утверждает, что два сотрудника ИК-31 в 2005 году избивали его в кабинете Кулагина, который произнес "работайте" и вышел перед началом пыток. Чтобы заглушить крики, сотрудники громко включили музыку. "Минут через 20 они устали и пошли курить, а я валялся на полу. Они в том же кабинете сидели, курили и разговаривали о каких-то своих бытовых делах – про пиво, футбол. Потом дальше продолжили. Били от пяток до спины, по задней поверхности ног двумя дубинками. Это продолжалось минут сорок или час", – рассказал Михаил. По словам заключенного, после избиения его заставили мыть полы и сняли это на видео, чтобы вынудить отказаться от воровских понятий.
Бывший заключенный по имени Николай (имя изменено. – СР) также рассказал, что в 2007 году сотрудники ЕПКТ выбивали у него письменное признание об отказе от воровских традиций. "Пытали разными способами, вплоть до вырезания наколок ножами. Раздели догола, без трусов, достали охотничий нож и втыкали рядом с ногой, туда, сюда. Не сильно, по мелочи. Пугали просто, в основном. После этого пинали меня девять часов, как фуфайку. Что-то помню, что-то не помню. Очухиваюсь в помещении со стеклянной дверью, руки задраны кверху и прикованы", – рассказал Николай.
С 2010 по 2013 год ЕКПТ-31 возглавлял Сергей Бычков, который сейчас руководит отделом режима и надзора в ГУФСИН России по Красноярскому краю. "Бычков был поглупее Кулагина, – рассказывает Николай, который застал обоих начальников ЕПКТ в разные годы. – Он и сам присутствовал при пытках, и разыгрывал ситуации всякие. Со мной он откровенно жути гнал, мол, тебя изнасилуют, изобьют, сломают то, сломают это. Никогда не стеснялся в выборе слов". Заключенный утверждает, что иногда Сергей Бычков мог лично наблюдать за пытками. При этом он отмечает, что если при Кулагине к пыткам привлекали так называемых "обиженных" – представителей низшей тюремной касты, то при Бычкове "пытали только мусора".
С 2017 года ЕПКТ-31 возглавлял Сергей Скабелин, который теперь работает заместителем начальника СИЗО-1 в Красноярске. Заключенные этого учреждения также неоднократно заявляли о пытках. К примеру, отец националиста Максима Марцинкевича, покончившего с собой, рассказывал, что после пыток в изоляторе у сына не было ногтей на пальцах ног.
"Начальник ЕПКТ Сергей Скабелин заходит, пьет чай и смотрит, как пытают. Когда пакетом душат, теряешь сознание на время, потом в себя приходишь, и опять начинается борьба. Голову повернешь, а он стоит, чай пьет и смотрит", – рассказал один из заключенных. Также о пытках в учреждении заявлял Аслан Черкесов, которого, по его словам, в 2017 году пытали в течение 12 дней. В первый день ему насильственно сбрили часть бороды и волос на голове. Все это время его выводили в помещение без камер видеонаблюдения и выключали видеорегистраторы, затем заставляли раздеваться и заковывали в наручники, сильно пережимая запястья. После этого его избивали кулаками и ногами, прыгали лежащему на живот. По словам заключенного, он неоднократно терял сознание.
Осужденные говорят, что пытки к ЕКПТ-31 продолжились после того, как в 2019 году его возглавил Константин Дегтяренко. Бывший заключенный по имени Артур рассказал, как его пытали за отказ подписать соглашение о сотрудничестве с администрацией. "Поставили возле кабинета лицом к стене и говорят: "Руки подними наверх". Я поднимаю, четыре сотрудника хватают меня за руки и за ноги, и в такой позе, как самолетик, заносят в кабинет, где расстелен матрас. Положили на матрас, Бурмакин на меня сверху сел, килограммов под сто весит, если не больше, начал руки заламывать в вертикальном положении и давить. Накрыли мне голову, шапку надели, потом закрыли матрасом и так тянули до того момента, пока не перестал почти подавать признаков жизни", – рассказал бывший заключенный, добавив, что его также били в область гениталий.
- В декабре 2021 года правозащитный проект Gulagu.net опубликовал кадры с пытками из "пресс-хаты" областной туберкулезной больницы №1 в Красноярске. Это первые записи из секретного архива ФСБ и ФСИН, который на прошлой неделе вывез во Францию новый информатор проекта. На кадрах видно, как сотрудники ФСИН инструктируют двоих заключенных, которые должны давить, бить и "опускать" третьего. Позже к ним приводят молодого парня, и заключенные выполняют требования сотрудника. По словам основателя Gulagu.net Владимира Осечкина, один из заключенных специально разворачивает матрасы и одеяла таким образом, чтобы пытки не попали на камеру, установленную в помещении.
- Ранее появилось расследование о пытках в красноярской ИК-17. Заключенные рассказали, что "вновь прибывших заворачивают в матрас, выкручивают руки и ноги, пока не порвутся связки, бьют киянками по пяткам, надевают на голову пакет или наматывают тряпки и душат до потери сознания, кладут на лицо полотенце и льют через него воду из чайника, так, что человек не может дышать и захлебывается, бьют электрошокером в задний проход до полного разряда".