В городах России 2 апреля прошли акции протеста против так называемой "спецоперации в Украине". Они были немногочисленны, но на них, по данным "ОВД-Инфо", задержали 198 человек в 15 городах. Много задержаний было в Петербурге – в отделы полиции увезли не менее 40 человек, причем среди них были и обычные прохожие, и журналисты, освещавшие акции. Корреспонденты Север.Реалии и Сибирь.Реалии рассказывают, что происходило в регионах.
Антивоенные акции по всей стране организовало движение "Весна". Начаться они должны были в 14:00 во многих городах России. В Москве, по данным "ОВД-Инфо", задержали более 75 человек. Среди задержанных оказался мужчина, который вышел с упаковкой колбасы с надписью "Мираторг". Вторая часть слова на ней была зачеркнута и получалось – "Мир".
Не понравилась полицейским и пикетчица с плакатом "Миру мир". Её тоже задержали и отправили в отдел полиции. Как и мужчину, который вышел с плакатом NO WAR. Его пикет продлился всего несколько минут.
"Макияж со слезами"
В Сибири и на Дальнем Востоке 2 апреля за антивоенные акции и одиночные пикеты задержали минимум 23 человек, сообщает "ОВД-Инфо". Лидером стал Новосибирск с 18 задержанными.
Одной из первых в Новосибирске задержали активистку Яну Дробноход на площади Ленина. Она вышла в футболке с надписью "Я/Мы Сергей Фургал".
– Полицейские объявили мне, что якобы я провожу одиночный пикет. Просто из-за того, что была в футболке с надписью, – сообщила Дробноход.
Кроме нее, полицейские посадили в автозак девушку по имени Лера. По словам адвокатов, у нее не было ни плакатов, ни одежды с надписями, представители власти подошли к ней из-за макияжа с нарисованными красными слезами.
– Сюр, конечно, уже за мейкап задерживают. Поэтому другие гуляют по городу вообще без плакатов и опознавательных знаков. Слова "за мир" выкрикивают, только если рядом нет полиции. Но начали вязать даже таких, просто за то, что "гуляют группами", – прокомментировал один из участников акции. – В автозаке, куда поместили меня, было четыре девушки и шестеро парней. Когда нас вязали, через дорогу стоял парень с фотоаппаратом. К нему кинулись трое полицейских, специально перебежали дорогу и забрали его. Он даже не фоткал в тот момент, просто стоял с аппаратом в руках.
Позже в этот же день в Новосибирске был задержан активист Сергей Ермаков – сотрудники полиции ждали его у дома и повезли в отдел полиции №1 "Центральный".
– Отпустили его через несколько часов с протоколом по статье о невыполнении правил поведения при ЧС (ч.1 ст.20.6.1 КоАП). За то, что был без маски на антивоенной акции от 3 марта, – сообщил один из правозащитников. – После акций от 6 и 13 марта с большим числом задержанных адвокаты отмечали, что в Новосибирске участникам чаще всего вменяют нарушение "ковидных ограничений".
В общей сложности в Новосибирске задержали 18 жителей: 16 из них увезли в отдел полиции "Заельцовский".
В Иркутске 2 апреля полицейские задержали двух девушек, повесивших зеленые ленточки. Екатерину Пименову и Анну Степанову доставили в 5-й отдел полиции.
– Они там пробыли больше четырех часов, что уже является нарушением, так как даже протокол на них не составили, – сообщили Сибирь.Реалии иркутские координаторы правозащитного проекта "ОВД-Инфо". – 6 апреля их вызвали в полицию для составления протокола. Обещают вменить дискредитацию вооруженных сил РФ (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ).
О нескольких антивоенных пикетах в Иркутске известно по фотографиям, которые жители разместили в сети. О том, увозили ли их авторов в полицию, не сообщается.
В Хабаровске, по словам местных адвокатов, на одиночные пикеты вышло около трех десятков человек. Минимум на троих из них составили протоколы. Так, на жителя, стоявшего в одиночном пикете с плакатом "Дети должны жить в мире" на центральной площади города, сотрудники полиции составили административный протокол о "невыполнении правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения" (ст.20.6.1 ч.1). Активист предполагал, что "такой плакат стыдно забирать", однако полицейские его все же забрали, а самого пикетчика увезли в отделение.
На еще двоих жителей, вышедших на антивоенные пикеты, Николая Зодчего (с плакатом про букву Z) и Зигмунда Худякова (акция от 27 марта), полиция Хабаровска 2 апреля составила протоколы о дискредитации российских войск (ст.20.3.3).
В Кемерово полиция задержала Булата Шумекова, который даже не успел выйти на антивоенную акцию. По словам местных правозащитников, Шумеков стоял недалеко от площади у здания городской администрации, когда сотрудники полиции увели его в автозак, а затем его отвезли в отдел полиции "Центральный".
В Ханты-Мансийске также известно об одном задержании – активистку Полину Змановскую полицейские забрали с одиночного пикета в поддержку Украины.
– Сейчас меня уже отпустили из отдела МВД Ханты-Мансийска. Составили протокол по статье о дискредитации вооруженных сил РФ (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП). Хотя я ничего про армию не говорила, не писала, – говорит Змановская.
"Это невозможно совершенно терпеть"
В Петербурге участники – около 50–70 человек – собрались на Синем мосту у Мариинского дворца, полицейских и журналистов незадолго до начала мероприятия было больше, чем самих протестующих.
Почти сразу начались задержания. Полицейские действовали хаотично – выхватывали людей, часто просто прохожих, и вели в припаркованные неподалеку автобусы-автозаки. Люди пытались уйти с моста, но полиция их преследовала со словами "давайте, давайте, разгоняем их".
Участник акции Леонид Цой рассказал Север.Реалии, что пришел на акцию, потому что он "против преступных действий в Украине".
– У меня там знакомые. А у них знакомый как раз сегодня погиб. Те, кого я лично знаю, слава богу, пока в порядке, но они уже теряют друзей. Это невозможно совершенно терпеть.
Леонида задержали в квартале от моста, он даже не дошел до места сбора протестующих.
– Вменить мне что-то противозаконное невозможно. Я стоял на Красном мосту. Очень загадочно ведут себя сотрудники полиции, не представляются, не говорят причины задержания. "Вы тут в чем-то участвуете", буквально такими словами. Задерживали нас почти интеллигентно, слава богу, без мордобоя, – рассказывает он.
Задерживали и журналистов, хотя они были в специальных жилетах с надписью "Пресса" и редакционными заданиями. Например, Ангелину Трофименко, работавшую на Avtozak.
– Было несколько попыток разогнать людей. Кто-то возвращался и продолжал стоять дальше. Мы с коллегой переходили дорогу по зебре, это было уже где-то в середине акции. Мы даже движение никак не задерживали, но ко мне подошли полицейские и забрали, причем только меня. У меня было удостоверение, редзадание, но ничего не проверили. На входе в автозак обыскали, – рассказала журналистка.
По словам Ангелины, она успела увидеть только одно жесткое задержание – молодой человек в белых брюках убегал от полиции, но его повалили на землю и скрутили ему руки. Он кричал: "Я не сделал ничего плохого!"
Трофименко продержали час в автозаке. Сотрудники полиции игнорировали вопросы задержанных и не сообщали, в какой отдел их повезут. В итоге журналистка попала в 16-й отдел полиции. К ней не пускают адвоката.
Среди задержанных оказался корреспондент сайта "ЗакС.Ру" Андрей Окунь.
– Нас было человек 15 журналистов, я стоял в самом центре толпы специально, потому что до этого меня задерживали уже дважды. В этот раз я решил слиться с толпой коллег, но полицейские целенаправленно искали меня. Я ничего не делал, просто разговаривал с коллегой. Они подошли и сказали, что нужно проверить документы. Я ответил, что мои документы уже кучу раз проверяли, и они (полицейские) прекрасно знают, кто я.
У меня все документы при мне, жилет на мне. Я просил проверить документы на месте, но они под руки взяли жестоко и отвели в автозак. Самое интересно, что глава МВД по Петербургу перед парламентом говорил, что на месте всех акций специально дежурят сотрудники МВД, которые оперативно проверяют у журналистов документы, чтобы не мешать прессе работать. У Исаакиевского собора сегодня мы просидели в автозаке минут 25–30. За это время ни моему главреду, ни мне не ответил никто, полный игнор. Они либо сбрасывают, либо недоступны, – рассказал он.
С журналистом в автозаке был житель Петербурга Константин, он инвалид второй группы, у него эпилепсия и нет руки.
– Когда он пытался выйти, то его жестко прислонили к внешней стороне автозака, потом скрутили, кинули на пол. Он, бедный, вопил, но силовики никак особо не реагировали. Его отпустили только около отделения полиции, куда привезли два автозака и примерно 30 задержанных в них, – рассказывает Андрей Окунь.
В Петрозаводске антивоенное выступление было анонсировано на площади Кирова. Но там срочно организовали соревнования МЧС. Возле памятника Кирову, где обычно собираются протестующие, было пусто.
Впрочем, на площадь пригнали машину с сотрудниками Росгвардии и автозак. Кроме того, полицейские дежурили возле фонтана "Молекула" напротив университета, куда также могли прийти протестующие. Однако не было их и там.
Протоколы за перформанс
Активисты "Весны" собирались не только на акции протеста, но и проводили пацифистские перформансы. Лина Бабабаш пришла к военному госпиталю на Суворовском проспекте Петербурга, вывесила баннер в цветах украинского флага, залитый кровью. И приковала себя цепями к забору госпиталя.
"Это акция не про силовиков. Это акция про всех погибших. И тех, кто ещё погибнет. Эти жертвы уже никогда не возместить. Всё, что мы можем, – добиваться того, чтобы не появилось новых. Я обращаюсь к тем, кто задержит меня, к тем, кто будет задерживать других ребят сегодня. К Росгвардии, сотрудникам Центра Э и рядовым полицейским. Нам всем придётся жить с последствиями того, что мы сделали. Если вам сложно представить, как война разрушает чужие жизни, далёкие от вас, представьте, что она может сделать с вашей. Хорошо ли у нас живут ветераны? Или инвалиды? Никакие медали не заменят нанесенного вреда. Твоя ценность в том, что ты живой. Знаешь ли ты, за кого отдаешь свою жизнь?" – так Лина объяснила свою акцию.
Через некоторое время к девушке и снимавшим ее журналистам Константину Ленькову и Виктории Арефьевой подошли курсанты Военно-космической академии имени Можайского и некий подполковник.
– Подошли трое военнослужащих, представились военным патрулем. Начали от нас, журналистов, требовать, чтобы мы убрали баннер, "исправили, как было". Как заведенные повторяли – "убирайтесь, убирайтесь". Мы отказались. Они буквально налетели на нас, отобрали технику, Арефьевой разбили телефон, у меня пытались отобрать сумку с техникой, но я ее как-то удержал. Потом они просто начали уходить, мы их догнали, я вцепился в камеру. И так мы дошли до КПП госпиталя, – рассказывает Леньков.
Леньков вызвал полицию, она приехала быстро, сотрудники велели военным отдать вещи журналистов. Те подчинились. По словам Ленькова, подполковник, который пришел с курсантами, с кем-то говорил по телефону и заявлял, что именно журналисты устроили "провокацию".
Лину Барабаш после перформанса доставили в 76-й отдел полиции. На неё составили два административных протокола – за дискредитацию Вооруженных сил России и за мат в общественном месте. Она останется в отделе до суда.
Позднее в Петербурге на Сенной площади задержали пикетчицу Ануш Панину. На ее груди был плакат с надписью "Зачем есть, если можно читать новости", а на спине она наклеила листки с женскими именами, под которыми был текст: "Кира никогда больше не увидит папу", "Наташа думает, что брат поехал на учения", "Маша ждет сына домой".
В Хабаровсе на площади Ленина сотрудники полиции задержали молодого человека, стоявшего в одиночном пикете с плакатом "Дети должны жить в мире". Он предположил, что за "такой плакат стыдно забирать". И ошибся.
Власти России заблокировали наш сайт. Чтобы продолжить читать публикации Север.Реалии, подпишитесь на наш телеграм-канал. Установите приложение Радио Свобода в App Store или в – в нём доступны все материалы наших сайтов, туда уже встроен VPN. Оставайтесь с нами!