Уголовное дело о дезертирстве в период мобилизации (ч. 3 ст. 338 УК) и бегстве из-под ареста (ч. 1 ст. 313 УК) против мобилизованного Максима Вихорева поступило в Омский гарнизонный военный суд. Это первое известное в России дело с таким составом преступления, обратила внимание "Медиазона".
Дата первого заседания по делу Вихорева и что именно вменяют сбежавшему с места службы мобилизованному - неизвестны.
Как уточняет "Медиазона" со ссылкой на его мать Инну, 25-летний военнослужащий родился в Кемеровской области. В октябре 2022 года его мобилизовали на войну в Украину, предвоенную подготовку он проходил в войсковой части в Псковской области (ее данные неизвестны).
В январе Вихорев получил десятидневный отпуск и вернулся домой, чтобы "попрощаться" перед отправкой в зону боевых действий. Мобилизованный, по словам Инны Вихоревой, жил у бабушки в деревне под Кемеровом, откуда он не смог вовремя вернуться в часть "из-за сильных морозов" и остановки движения автобусов.
Когда мобилизованный добрался до Омска, откуда он планировал вылететь на самолете в сторону части, его уже объявили в розыск. Командование части посоветовало семье Вихорева обратиться в военную прокуратуру. В итоге против военнослужащего возбудили дело о самовольном оставлении части (ст. 337 УК).
На время следствия Вихорева прикомандировали его к "железнодорожной части" (скорее всего, речь идет о 48-й железнодорожной бригаде, войсковая часть 55026 - прим. С.Р.). В марте он самовольно ушел из ее расположения, поскольку ему приостановили выплаты по мобилизации.
"Максиму, получается, не на что было жить. У него двое детей, надо было платить алименты, и он ушел оттуда. Он там на работу устроился. И потом один раз он к следователю не пришел, второй раз к следователю не пришел. А потом я его уговаривала уже, ко мне же тоже приходили и следователи, и из военкомата. И в июне он пришел сам к следователю, они его скрутили, связали — и в СИЗО. Теперь вот получилось, что такое дело уголовное", — цитирует мать мобилизованного "Медиазона".
- Как ранее объяснял Сибирь.Реалии специализирующийся на делах военнослужащих правозащитник Сергей Кривенко, разница между обвинением в самовольном оставлении части и дезертирстве заключается в том, что при дезертирстве военный должен иметь умысел на окончательное невозвращение на службу. По его словам, вину в дезертирстве, как правило, сложнее доказывать в суде.
- В сентябре 2022 года, с началом мобилизации для войны против Украины, российские власти ужесточили уголовную ответственность за неисполнение приказа, избиение командира, оставление части, дезертирство, нарушение правил службы и утрату военного имущества. Большинство статей предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до 10-15 лет.
- К началу сентября 2023 года в российские военные суды поступило больше 2900 дел против контрактников и мобилизованных по статьям, ужесточенным с началом мобилизации.