Активистки из антивоенного движения родственников россиян, мобилизованных на войну с Украиной, организовали альтернативную версию официозного праздника, посвящённого семейным ценностям. Родные мобилизованных со всей России публикуют в соцсетях фотографии с лозунгами, среди которых чаще всего встречаются: "верните мужа", "верните папу", "верните мне мою семью".
День без семьи
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, приуроченный к православной дате прославления святых Петра и Февронии. Официальным праздником этот день стал относительно недавно – после подписания Владимиром Путиным соответствующего указа от 28 июня 2022 года. А в конце ноября 2023 года президент подписал ещё один указ – об объявлении 2024 года Годом семьи.
По случаю государственного торжества в регионах сегодня проходят праздничные мероприятия, а губернаторы и мэры публикуют поздравления населению. Более чем в 40 городах ожидается проведение "парада семьи". О том, что десятки тысяч семей сегодня разделены войной и, возможно, никогда уже не смогут воссоединиться, на праздничных мероприятиях молчат.
"Год семьи, День семьи, парад семьи, традиционные семейные ценности. Какие красивые, высокопарные и насквозь фальшивые слова, – сетуют представители антивоенного движения "Мобилизованным – Путь домой!". – Вот настоящие семейные ценности наших властей: их дети живут свою лучшую жизнь, а наши растут без отцов, их мужья рассказывают о ценностях и долге, а наши почти два года в окопах, их жёны беды не знают, а мы невидимки, ципсо и иноагенты одновременно".
С момента объявления акции "День без семьи" в паблик антивоенного движения посыпались фотографии из разных уголков страны. По словам организаторов акции, наиболее активными участницами стали жительницы Москвы и Петербурга, но приходили фото и из других городов.
– Пускай видят, что нас много – семей, которых лишили в этот год единства. Для того мы и проводим наши акции. Люди участвуют – значит, нас видно, – рассказывает одна из организаторов акции Валерия (имя изменено по соображениям безопасности. – СР). Её мобилизованный отец находится в зоне так называемой "специальной военной операции" с октября 2022 года. Она говорит, что каждый день просыпается и засыпает с мыслями об отце: как он там, жив ли ещё, не стал ли калекой. Плачет. Пьёт антидепрессанты. И мечтает только об одном: "чтобы всё это поскорее закончилось".
Жена бывшего IT-админа Светлана из Череповца (имя изменено по соображениям безопасности. – СР) возмущена лицемерием и ханжеством российских властей. По её мнению, все заявления о поддержке семьи в условиях ведения боевых действий не имеют ничего общего с объективной реальностью.
– Ложь содержится в самом этом утверждении "семейных ценностей". О каких семейных ценностях может идти речь в то время, когда власти ведут войну, на которую отправляют остальное население? Нам война не нужна. Нам нужна жизнь полноценной семьёй, – кричит в трубку Светлана. – Но мы в реальной жизни, и здесь имперские амбиции властей сильнее любви и семьи, к сожалению.
Как и Валерия, Светлана больше всего на свете мечтает о прекращении братоубийственной бойни. Но как это сделать – не представляет, поскольку "не является геополитиком". И очень сомневается, что эти самые "геополитики" не то что согласятся с требованиями разделённых семей, но хотя бы обратят на них своё внимание.
– Хотелось бы, конечно, чтобы на наши выступления хоть как-то отреагировали, но очень в этом сомневаюсь. Такое ощущение, как будто им нет дела до нас совсем. Ну а то, что нам присвоили статус "иноагента" и считают нас "фейковыми", – это скорее показатель их наплевательского отношения, – полагает жена мобилизованного.
"Мы не невидимки"
Валерия утверждает, что "двойные стандарты", в которых российские власти то и дело упрекают своих "западных партнёров", им стоило бы в первую очередь примерить к себе. Хотя бы потому, что до сих пор на фронте не замечены дети депутатов и чиновников класса "А". А ещё потому, что, выступая на словах за мир, власти записывают в "иноагенты" тех, кто действительно выступает против войны, разделяя их, атомизируя, настраивая друг против друга.
– Участниц нашего движения, к сожалению, становится меньше, – констатирует Валерия. – Причин тому множество. Бывает, что у женщины погиб муж, и она больше не видит смысла участвовать. Кто-то просто боится. Ну и признание нас "иноагентами" тоже в свою очередь повлияло на отток участниц. Хотя бывало и так, что муж у нашей участницы погиб, женщина выходила из движения, но потом возвращалась, чтобы помочь.
Флешмоб жён мобилизованных часто похож на видеоролики, которые нередко записывают на фронте бойцы. Как и мужчины, закрывающие лица балаклавами, чтобы пожаловаться на отсутствие обмундирования, боеприпасов или огневой подготовки, их жёны скрывают свои лица, пряча их за плакатами с жалобными лозунгами. Лица же тех, кто не скрывается, блюрят сами организаторы акции.
– Мы это делаем в целях безопасности, поскольку не хотим подставлять людей. Хотя, наверное, вы правы – это похоже на то, что происходит с записями с передовой. Но насчёт страха перед властями – не знаю. Если бы это было так, мы бы вообще перестали что-либо делать. А так – мы потихоньку продолжаем работать, – утверждает Валерия. – Мы не невидимки, мы есть, наши требования законны и справедливы, мы выступаем за мир и остановимся только тогда, когда добьёмся своего.
"Путь домой"
"Путь домой" – это объединение родственников мобилизованных, которые добиваются их возвращения в Россию. Движение появилось осенью 2023 года. Тогда его участницы опубликовали манифест, в котором пожаловались, что надежд на возвращение близких уже нет, а власти их обманули.
В конце мая Министерство юстиции России внесло движение жен мобилизованных "Путь домой" и непосредственно одну из его участниц Марию Андрееву в список так называемых иностранных агентов.
В начале июня несколько участниц "Пути домой" встали на колени у здания Минобороны России и потребовали установить сроки службы мобилизованных на "СВО" – так российские власти до сих пор называют войну против Украины.
В какой-то момент к пикетчицам "вышел некто генерал-полковник Борисенко А. А.", который "назвал родственников военнослужащих "не гражданами России" за их позицию и желание вернуть мужчин с "СВО". Пикет жён мобилизованных он назвал "провокацией" с целью "раскачать лодочку".
Движение жён мобилизованных "Путь домой" уже не первый раз выступает в пику официозным российским праздникам. Например, 12 июня они осудили празднование Дня России на фоне войны. Участницы движения назвали продолжающееся вторжение в Украину "бесконечной войной без каких-либо целей", а празднование в "таких условиях" – неправильным.
"Круто праздновать в таких условиях? Правильно ли? Сомневаемся. Но нет, сегодня по всем городам звучат бесчисленные патриотические лозунги и все упиваются в праздничном экстазе", – написали они, назвав это "очередным праздником для различных псевдопатриотов и z-ников".