Новый национальный стандарт о срочном захоронении трупов людей и животных, "погибших в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также, в случае необходимости, в результате ЧС мирного времени" начнет действовать в России с 1 февраля 2022 года. Об этом говорится в документе, опубликованном на сайте МЧС.
В тексте сказано, что в случае необходимости региональные власти могут создавать нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО). Сотрудники муниципальных служб будут собирать трупы, доставлять их к месту захоронения и закапывать гробы с телами в котлованы. В документе объясняется, что при срочном массовом захоронении гробы нужно укладывать в котлован рядами, поочередно засыпая каждый ряд.
Согласно правилам, не разрешается проводить захоронения вблизи источников водоснабжения, минеральных источников, на берегах озер и рек, со стоянием грунтовых вод более 2 м от поверхности земли и т. д. Кроме того, при выборе мест захоронения трупов людей необходимо учитывать особенности застройки города, расстояние до жилых зданий, черты рельефа, уклон местности, а также расположение источника водоснабжения. Местные власти должны формировать ресурсы для проведения таких работ, "исходя из прогнозируемых объемов работ". В частности, необходимо запасаться гробами, средствами индивидуальной защиты, патологоанатомическими мешками, хлорной известью, топливом для транспорта, органоминеральными смесями для укрепления грунта.
По словам военного эксперта Виктора Баранца, появление документа связано с пандемией новой коронавирусной инфекции, когда "государство решило сыграть на опережение и подстраховаться". "У нас ещё не было прогнозов, как будет умирать российский народ, то ли он будет в день по тысячи, то ли в день по 20 тысяч. Все это требует от государства соответствующей адекватной реакции, чтобы не скулили, не ныли и не говорили: вот, Мишустин, сколько мрут, а люди на дорогах лежат", - рассказал Баранец "Новым известиям".
При этом Баранец признал, что появление документа может быть связано с военными угрозами России на западе. "Мы не знаем, нападёт ли Украина на Донецкую и Луганскую республики. Мы не знаем, будем ли мы вмешиваться", - отметил Баранец.
"Такие потери, при которых может понадобиться рытьё братских могил, могут быть только при применении оружия массового поражения. Тот, кто готовил эти нормативы, мыслил категориями либо глобальной эпидемии, либо глобальной войны, в которой будут погибать не только военные, но и мирное население. Это возможно только при применении ядерного оружия", - полагает военный журналист Александр Гольц.
При этом, по его оценке, появление документы говорят о подготовке не локальному, а масштабному конфликту, для участия в котором у России и других государств нет ресурсов. По словам доктора политических наук Юлия Нисневича, документ вряд ли связан с текущей ситуацией. "В братских могилах хоронили тогда, когда не могли опознать погибших. В современной Европе и России такого себе представить невозможно", - отметил эксперт.