24 сентября в поселке Иштан Томской области была убита 61-летняя фельдшер Ольга Земляницкая. Коллеги и соседи начали искать ее на следующее утро, когда она не пришла на работу. Накануне у нее был поздний вызов к соседу, 48-летнему Фариду Байгужинову – стало плохо его гостю. По версии следствия, знакомый Фарида, житель Иштана Андрей Войткович, ударил фельдшера головой о стену, а после хозяин и гость вынесли тело Ольги на окраину поселка.
"Расчленения не было, эти наркоманы проспались и просто вынесли тело"
На воротах дома Фарида неизвестные написали "убийца". Собеседники редакции Сибирь.Реалии – соседи, коллеги и пациенты Ольги Земляницкой говорят, что сделать надпись мог любой житель поселка: "Все ее очень любили. Она не отказывала в помощи никому. В ночь пришла к этим "ветеранам боевых", и вот "благодарность". Мудачье сейчас совсем распоясалось!" – говорят жители.
"Они оба напали на женщину и до смерти избили, – сообщил Следственный комитет по области. – Заведено уголовное дело об убийстве (ст. 105 УК РФ). Со слов подозреваемого, он подверг избиению женщину из-за возникшей между ними ссоры. В ближайшее время задержанному будет предъявлено обвинение и решен вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу".
Что не написали следователи в релизе – так это то, что второго участника преступления – Фарида – полиция уже отпустила.
– Мне кажется, людей это больше всего возмутило. Ведь он был соучастником, как минимум помогал вынести тело. И скрывал преступление. Кто написал ["убийца" на доме Фарида], не знаю, но можно предположить, что кто угодно – Ольгу многие любили в селе, всю жизнь она тут прожила, 40 лет проработала медиком. Автомобиля нет, так она почти полвека пешком на вызовы ходила, никому в помощи не отказывала. И не жаловалась: мол, село маленькое, обойду и без машины. А у нас, на минуточку, 350 человек! И то, что иной раз в ночи надо идти, никогда не жаловалась, – рассказывает глава сельсовета Иштана Лариса Маленкова.
В некоторых каналах сообщались подробности, которые местные жители опровергают: якобы тело фельдшера расчленили и после закопали недалеко от границ села.
– Ну вот не было расчленения, тело целиком нашли. Эти наркоманы проспались и только наутро вывезли тело Оленьки на мотоблоке. Их засекли другие соседи – поэтому так быстро вышли на убийц. А то, что пишут про "выпивали и курили травку", вполне правда – оба известные алкаши и наркоманы. Этот Андрей зачем-то поджег спирт, который они выпивали, в итоге огонь попал на Фарида – у того обгорели руки. Они позвонили в скорую, приехала наша любимая доктор, и только зашла в дом – они на нее накинулись и несколько раз ударили головой о стену. Она потеряла сознание, а эти изверги ушли спать, – говорит один из соседей фельдшера Андрей Ж. – И не закапывали они тело, а просто выбросили на окраине, слегка присыпав мусором. Тело местные нашли еще до приезда полиции.
Коллега убитой говорит, что наутро 25 сентября у нее было много пациентов по записи, поэтому они подняли тревогу.
– Такого не бывало, чтобы Ольга Григорьевна не пришла на работу, даже не опаздывала. Тем боле что к ней многие записались на прививки в этот день. В общем, было непохоже на нее и очень подозрительно, – рассказывает помощница фельдшера Екатерина. – Мы не сразу вспомнили про поздний вызов накануне. Сначала думали, что стало плохо или сбила машина. А когда вспомнили, если честно, сразу подумали, что дело в них [подозреваемых], они всем тут жизни не дают. Кичатся, что военный и спасатель. А по факту алкоголики, дебоширы и вот – убийцы.
Почти десяток опрошенных сельчан повторяют эти слова – Фарид, по их словам, работал в МЧС и досрочно ушел на пенсию, а 41-летний Андрей – воевал во второй российско-чеченской войне.
– Они хоть и приезжие, но живут тут давно. Успели, так сказать, наследить, – говорит житель Иштана Андрей. – Войтковичи лет десять здесь прожили, приехали из Красного Яра – его мама очень хорошая женщина была, порядочная. Когда она умерла, он совсем с катушек слетел: приводил в свой дом других пьянчужек, пропивали его пенсию. Как участнику боевых действий ему, он говорил, неплохо государство платит. Капец, конечно, единственному фельдшеру на село, в 60 лет ходившей пешком по домам больных, – копейки! А убийце – пожалуйста, в два раза больше ни за что, бухай не хочу! И этот *** убил нашего единственного врача. Он же сознался в этом! А второго, якобы спасателя, который помогал ему тело вывозить, – отпустили! Такое ощущение, что с ног на голову все перевернулось.
"Жаль, мне не пришла эта мысль первому"
Каждый собеседник Сибирь.Реалии говорит, что надпись на доме подозреваемого сделал не он, но тут же признается: "Жаль, мне не пришла эта мысль первому".
– Этого Фарида сюда привезла одна местная девушка, а потом бросила и сама уехала из села. Он когда-то работал в МЧС, но давно уже на пенсии – мы его за работой ни разу и не видели. Знаете, чем он сейчас "отмазывается"? "Я спасал людей и не смогу никого убить!" А смотреть на убийство, видимо, может. И помогать его скрыть, – возмущается подруга убитой Екатерина. – Да я бы чего похуже сделала, чем надпись такая. Ведь правда, чем он лучше убийцы, вместо помощи повез ее в овраг прятать?! А ведь Оля лечила его не раз.
От суда Линча, по словам собеседницы, жителей села останавливает то, что деталей произошедшего никто до сих пор не знает.
– Что там точно произошло, никто пока не знает, – говорит Лариса Маленкова. – Вроде бы есть факты, что не сразу он накинулся на нее, потому что Ольга Георгиевна оказала этому Фариду первую помощь и даже сделала укол в вену. Наверное, обезболивающее лекарство ставила. Кстати, несколько лет назад эти же мужики – Фарид и Андрей – подрались, так Ольга лечила этому Фариду травму головы.
Оба подозреваемых, по данным Следственного комитета по области, находились в момент нападения в состоянии сильного алкогольного опьянения. Следователи также взяли экспертизу на употребление наркотиков – результатов еще нет.
– Мы просто в шоке от того, что случилось. Редкой доброты человек, и пострадала от нее, получается. Как сейчас быть в этом мире добрым? – качает головой соседка убитой Тамара. – Сейчас собираем деньги, чтобы достойно похоронить Ольгу. Кто будет нас лечить, вообще непонятно, нам уже глава сказала, что просто нет людей на замену, никто не хочет ехать в умирающий поселок, где за копейки должен обслуживать два района (то есть еще соседнее село Чайкино). Выезжать без выходных на несчастные случаи, болезни, и вот такие опасные драки, где тебя же и убьют! Я вот говорю и понимаю: да никто не согласится, я бы сама отказалась. А Ольга, она и систему старушкам приходила прокапать, хотя, по идее, для этого они могли в стационар ложиться. Но она никогда не отказывала. Всех наперечет знала и их болячки. И витамины прокалывала, и ковид на своих плечах одна тут вынесла.
Редакция направила запрос в СК по Томской области с просьбой прокомментировать, почему был отпущен на свободу один из подозреваемых, – ответа нет.