Создания заповедника орхидей добиваются от властей энтузиасты-экологи в Новосибирске. Уникальное место, где растут тысячи тропических цветов, обнаружили в нескольких десятках километрах от города. Специалисты говорят, что этот феномен нуждается в охране и тщательном изучении. Однако пока переговоры с региональным правительством не привели к желаемому результату.
Массовое цветение орхидей в Искитимском районе Новосибирской области в лесу недалеко от оживленной трассы обнаружил местный школьный учитель несколько лет назад. Сначала он водил сюда своих учеников наблюдать за растениями, затем об этом узнали активисты-экологи из новосибирского Академгородка.
В ходе исследований выяснилось, что территория, на которой растут необычные для сибирского климата цветы, занимает 335 гектаров, и здесь можно встретить 15 различных видов орхидей. Некоторые из них никогда ранее не встречались в этом регионе.
– Здесь орхидеи находятся в таком количестве, в котором больше нигде в Северной Евразии не находятся, – говорит один из инициаторов исследования природного феномена, сотрудник Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН Александр Дубынин. Ученый вместе с единомышленниками изучает и описывает цветочное многообразие в свободное от основной работы время.
Точно назвать причины возникновения такого природного ареала исследователи назвать пока не могут. Возможно, дело в сочетании природных условий – богатая кальцием и влажная почва, наличие специфических грибов, которые образуют с растением своеобразный альянс и обеспечивают молодой цветок питательными веществами. И если в тропиках, где растет 99,6% всех орхидей, всего этого в избытке, то в Сибири появление подобных колоний никогда не фиксировали.
Хотя, например, венерин башмачок, как называется один из видов орхидеи, достаточно часто встречается в азиатских районах Северной Евразии. Пока о биологии и условиях обитания наземных орхидей в Сибири известно не так много: остаются малоизученными закономерности их распространения, особенности образования корневой системы, которая, чтобы пережить морозы, может уходить вглубь на полметра, как в природе образуются гибриды и многое другое.
Вопреки сложившему стереотипу, орхидеи могут иметь вид, далекий от ярких и красивых цветов. Как, например, эта гнездовка настоящая. Предпочитает расти среди гниющих корней и пней, но зато ее невзрачные соцветия пахнут медом.
Эта территория имеет как просветительскую, так и научную ценность, считают активисты. Здесь можно было бы организовать научный полигон для исследования различных особенностей развития орхидей. И часть его выделить для посещения экскурсий, естественно, с соблюдением определенных ограничений, чтобы не нанести вреда природе.
Экологи считают, что этому участку должен быть присвоен статус особо охраняемой природной территории. Все необходимы документы и результаты исследований они передали в правительство Новосибирской области.
– Силами энтузиастов делается обоснование. Но в любом случае, без энтузиастов у нас в регионе, да, по-моему, и в стране ничего не делается. Все делается не благодаря, а вопреки, потому что общая установка чиновников – лучше ничего не трогать. Поэтому все эти инициативы с охраной природы идут как раз снизу, от ученых, от граждан, – говорит Александр Дубынин. По его словам, наладить диалог с профильными министерствами инициативная группа пытается уже несколько лет, но до сих пор результата нет.
В Новосибирской области уже существует 84 территории, имеющие охранный природный статус, сообщил заместитель председателя правительства Новосибирской области Евгений Лещенко, поэтому "в создании дополнительных территорий для охраны и защиты особой необходимости не существует". Любопытно, что это заявление чиновник сделал в ходе пресс-конференции, на которой власти обосновали необходимость создания в течение ближайшего года особой охранной зоны в Заельцовском бору. Это лесной массив в пригороде Новосибирска, где расположена загородная резиденция областного правительства и дачи чиновников и крупных бизнесменов.
Между тем, в регионе крайне не хватает территорий с особым охранным статусом, которые были бы созданы специально с целью сохранения биоразнообразия и редких видов флоры, говорят эксперты. Фактически, все заказники созданы на базе бывших охотничьих хозяйств и занимаются только охраной животного мира. Точные координаты места, где растут орхидеи, активисты пока стараются держать в тайне, иначе, говорят, уничтожения уникальной экосистемы не избежать.