Ссылки для упрощенного доступа

"Мы ходим в рвотных массах пациентов, а нас выплат лишают". Медикам не доплачивают за работу в "красной зоне"


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Владимир Путин, поздравляя медиков с их профессиональным праздником, сообщил, что почти 1,2 миллиона медработников получили выплаты за работу в пандемию, а всего государство направило на эти цели 350 миллиардов рублей. Путин отметил, что стимулирующие выплаты за работу с коронавирусом будут продолжены. Однако многие медики, работающие в "красной зоне" с прошлого года, до сих пор не могут "выбить" обещанные надбавки и компенсации за заражение коронавирусом. Они увольняются, судятся с работодателями. И все это на фоне накрывающей Россию очередной волны пандемии, когда ковид-госпитали во многих городах уже переполнены, а персонала остро не хватает.

Иркутск: "Через три дня не останется ни одного анестезиолога!"

Хирург, врач ультразвуковой диагностики и глава местного отделения профсоюза "Альянс врачей" (в марте Минюст признал НКО "иноагентом") Сергей Ковальчук с прошлого года отстаивает в судах и других инстанциях права медработников, незаконно уволенных или лишенных доплат за работу в "красной зоне".

Хирург и глава иркутского отделения профсоюза "Альянс врачей" Сергей Ковальчук
Хирург и глава иркутского отделения профсоюза "Альянс врачей" Сергей Ковальчук

– Три иска по поводу незаконных увольнений нам только что удалось выиграть. А сейчас к передаче в суд готовятся дела двух медсестер из Иркутского перинатального центра, руководство незаконно лишило их доплат за работу с ковид-пациентками. В октябре гинекологическая клиника на Горького была перепрофилирована под ковид-госпиталь для женщин с гинекологическими и акушерскими проблемами. И главврач направил в "красную зону" часть сотрудников отделения лучевой диагностики, которое я на тот момент возглавлял. Так что я лично следил за всеми событиями – медсестер отправили в самое пекло помогать врачам ультразвуковой диагностики, также они проводили там и текущую, и окончательную дезинфекцию в кабинетах. Отработали полный месяц (все это было согласовано с главным врачом, с начмедом, собраны документы о согласии работников), а в конце месяца главврач заявила, что наши коллеги заслуженной выплаты не получат. Речь примерно о 70 тысячах рублей каждому работнику.

– Как главврач объяснила отказ в выплатах?

– Не захотела. Формально же приказ, согласно которому медсестер ввели в красную зону, так и не был подписан. А в следующем месяце появился приказ, в котором медицинских сестер уже не было. Конечно, беспредел полный. У нас есть все доказательства – начиная от свидетельских показаний, заканчивая документами, которые формировались для списков "ковидных" (персональное согласие для захода в красную зону сотрудников, скриншоты переписок с начальником отдела кадров, который формировал список допущенных в красную зону).

По словам Ковалева, через полтора месяца после исчезновения медсестер из списков "красных зон" руководство подготовило приказ о том, что дезинфекцией "красной зоны" должны заниматься врачи.

– Естественно, никто этим не занимался. К примеру, у меня как у заведующего отделением лучевой диагностики не было допуска в красную зону, я не мог контролировать это. Моя служебная записка о том, что для этого требуется ввести туда сестер, а не требовать от врачей выполнять манипуляции, которых у них нет в трудовом договоре, ушла в никуда. На обращения, жалобы никаких ответов не было. А чуть погодя коллеги показали нам фото, как сейчас выглядят кабинеты и ультразвуковые аппараты в кабинетах диагностики – ужас полнейший! Все аппараты покрыты слоем пыли, грязи, обвалившаяся со стен и потолка штукатурка – кусок упал прямо рядом с пациенткой.

Обращение к главе перинатального центра в Иркутске по поводу невыплат за ковид
Обращение к главе перинатального центра в Иркутске по поводу невыплат за ковид

Куда мы только ни обращались – помимо руководства самого центра писали в Министерство здравоохранения Иркутской области, в прокуратуру. Никакой реакции от главного врача, ее заместителей или от наших учредителей, Минздрава. А из прокуратуры пришли отписки, слово в слово повторяющие мнение главного врача, озвученное нам устно.

Сейчас вместе с заявлением по невыплате ковидных денег мы подадим в суд еще четыре заявления о незаконных взысканиях с медработников и увольнениях, – добавляет хирург. – Если честно, я в шоке от того, какая ситуация сложилась в медучреждении: ковид это обнажил, но проблемы, в которых работает центр, системные. Послезавтра у нас уходят два анестезиолога, заведующая отделением и еще один доктор. В течение недели – еще трое! Пишут заявление всем отделением. Не только из-за недоплат, но и общего прессинга, незаконных взысканий. В четверг в учреждении третьего уровня, которое оказывает помощь в круглосуточном режиме, не останется ни одного анестезиолога.

Как рожать будут? Ведь сейчас под плановую помывку закроется областной перинатальный центр, роддом во втором Иркутске уже закрыт, соседний Ангарск – закрыт. Вы понимаете, что вся нагрузка упадет на городской перинатальный центр?! Акушерскую помощь оказывать некому будет и нечем. Даже если сильно захотят – не смогут.

А теперь страшный факт, под давлением которого мы почти год работаем как ковид-госпиталь (то есть инфекционное учреждение) – само здание на Горького не может быть приспособлено под ковидный госпиталь в принципе. Вы можете открыть любой регламентирующий документ с описанием, что должно быть в инфекционном госпитале. Первый и основной пункт – это приточно-вытяжная вентиляция с установленным фильтром на выходе. На Горького ее нет. Это бомба замедленного действия, которая расположена в центре города! – говорит Сергей Ковальчук.

Иркутске медики говорят, что готовы в разгар пандемии увольняться и добиваться невыплаченных надбавок через суд.

Псков: "Очень хочется справедливости"

Бороться за выплаты приходится и тем медработникам, кто был заражен опасным вирусом на работе, не предполагающей контакта с ковид-пациентами.

Областная больница Псковской области
Областная больница Псковской области

Медсестры Военного клинического госпиталя в городе Остров Псковской области Екатерина Кондакова и Вера Михеева с лета 2020 года ждут "ковидных выплат". Они рассказывают, что в прошлом июне несколько медработников госпиталя, в том числе врачи, заболели коронавирусом. Екатерина Кондакова предполагает, что она и ее коллеги заразились от военнослужащего, который лежал в отделении из-за болезни желудочно-кишечного тракта – позже его перевели в региональный ковид-центр в Пскове. Медсестры также говорят, что в их госпитале лежали военнослужащие с диагнозом "пневмония", которым так и не сделали тесты на вирус.

Екатерина Кондакова заболела ковидом 9 июня, Вера Михеева ушла на больничный с симптомами коронавируса 10 июня. Кондакова вылечилась в течение месяца, Михеева наблюдалась у врачей амбулаторно, а потом была госпитализирована до 8 июля, после чего вышла на работу. Обе медсестры в тот же месяц подготовили все документы для "путинских ковидных", но документы изначально "подвисли в кабинете главврача" и лежали там до тех пор, пока медсестры не пожаловались губернатору.

– Гоняют-гоняют, и документы никак не могут сделать, и денег мы до сих пор не получили. Помимо того что сами заразились, так еще и домашних заразили – вот, как я, мужа. Нам говорят, что собирают документы, но мы их все сдали уже давно, – жалуется Кондакова корреспонденту Север.Реалии.

В конце августа начальник по медицинской части Военного клинического госпиталя Сергей Комнатный вызвал ее к себе в кабинет и рассказал, что их заражение не подходит под определение страхового случая. Комнатный, по словам медсестер, добавил, что отказ в выплатах связан еще и с тем, что госпиталь официально не специализировался на лечении коронавирусных больных.

В официальном ответе с печатью Минобороны и подписью Комнатного, который вручили Михеевой (Кондакова также получила аналогичный документ. – С.Р.), было написано, что врачебная комиссия с участием представителя регионального отделения Фонда социального страхования не признает случай медсестры Веры Михеевой страховым.

Медсестры не согласились с отказом, обратились в военную прокуратуру. Та, по их словам, аннулировала выводы прежней комиссии. Но новая, заседавшая на базе военного госпиталя №442 в Санкт-Петербурге, решила, что выплаты за заражение получат только заболевшие врачи госпиталя. Основанием для очередного отказа стало несоответствие поставленного медсестрам диагноза официальным кодам заболеваний, развившихся на фоне коронавируса.

– Нам при диагностике ковида поставили не ту маркировку. Якобы у нас основным в болезни был не коронавирус, а бронхит. Ага, им я месяц болела и муж. Просто власти на каждом этапе пытаются нас оттолкнуть и не дать пособие. Но нельзя так бессовестно прогибать закон. Мы не будем, послушно склонив голову, соглашаться с этим, – пообещала медсестра Кондакова.

Машина бригады скорой медпомощи города Остров Псковской области
Машина бригады скорой медпомощи города Остров Псковской области

Она предположила, что разница в оформлении диагнозов связана с тем, что заболевшие врачи лечились в псковском ковид-центре, где в документах указывали, что сопутствующие заболевания развивались именно на фоне коронавируса. Медсестры же наблюдались у островских специалистов, и те считали основным заболеванием не COVID-19, а "условный бронхит".

– С нами несправедливо поступили. Нам начальник еще сказал: "Это же врачи, пусть хоть они получат". Но мы тоже люди! Будем судиться с нашими руководителями и районными врачами. Нам даже ответ второй комиссии в руки не дали, прочитали на собрании и все", – говорит Кондакова. В ноябре она и Михеева подали иск к "442-му Военному клиническому госпиталю" Министерства обороны РФ.

Рассматривать дела медсестер по существу Островский городской суд начал только в феврале 2021 года. В марте судья Мучицина назначила экспертизу. Ее результатов Кондакова и Михеева ждут до сих пор.

– Начальство крепко стоит на своем, ни с чем соглашаться не собирается. Пусть теперь государственные эксперты решают. Судья вообще считает, что мы не за коронавирусные выплаты боремся, а за какие-то осложнения – пришлось объяснять, что те именно из-за ковида возникают. Просто не вникают – видимо, есть команда – нам отказать. Будем сражаться из-за этого некорректно поставленного диагноза. Не знаю, какой будет исход, но очень хочется справедливости. Ни денег уже не надо, пусть просто поймут, что с людьми так нельзя поступать! – говорит медсестра.

Барнаул: "По-прежнему очень опасно"

Больше всего жалоб на невыплаты за работу с ковид-больными в больнице №5 в Барнауле. Сначала о нарушениях заявили только санитары (23 человека) реанимации, направившие по поводу недоплат коллективную жалобу на руководство медучреждения в прокуратуру и на прямую линию президента РФ. По словам одной из пострадавших, каждому медработнику отделения в среднем недоплатили по 30 тысяч рублей.

Позже корреспонденту Сибирь.Реалии об аналогичных нарушениях (и схожих суммах недоплат) заявили медработники всех уровней, в том числе врачи, медсестры и медбратья.

Архивное фото
Архивное фото

– Получается, речь примерно о 300 с лишним медработниках. У врачей процент недоплаты меньше, у медсестер – побольше, у санитаров – чуть ли не половину соцвыплаты за ковид срезали. Но с учетом величины зарплат "недоимка" у всех получилась примерно одна – на уровне 30 тысяч рублей. Так как недоплатили только часть, многие коллеги не рискуют называть свои имена – боятся, что их уволят и они потеряют оставшуюся часть ковидных доплат, – объясняет анонимность собеседников медбрат Николай. – Но согласитесь, это же несправедливо – президент говорит одну сумму, мы с ее учетом соглашаемся работать в очень тяжелых условиях, работу делаем исправно и тут – пожалуйста, платят меньше. Не упускают шанса обмануть.

– Конечно, обидно, мы ходим все в рвотных массах пациентов (простите за подобные выражения), а нас лишают этих выплат. Работаем через сутки, выходим в красную зону – там по-прежнему очень опасно. Отработали 288 часов! Я понимаю‚ что мы сами туда пошли, но мы пошли работать за деньги, а нас их лишают, – возмущается санитар того же отделения Александр.

Больница №5 в Барнауле
Больница №5 в Барнауле

По словам алтайских медработников, с началом третьей волны ковида нагрузка на больницу растет и нынешний штат сотрудников не сможет с ней справиться, потому что был урезан в период спада пандемии.

– Представьте, у нас первая пульмонология: лежат тяжелые пациенты, у которых поражение легких от 50% и выше. То есть они все лежачие, они не могут без кислорода дойти даже до туалета. Хотя мы не реанимация, мы обычные, у нас нет надбавок за реанимацию или за интенсивность. Представьте, у меня в отделении сейчас занято 40 коек, то есть лежат 40 сверхтяжелых пациентов, на этих 40 пациентов я один санитар. Это нереально! Это же 40 памперсов поменять, например, а еще помимо заботы о больных – нужно мыть полы, мыть коридоры, дезинфицировать помещения, стены обрабатывать, белье постельное дезинфицировать. Помимо этого еще возить пациентов на КТ (компьютерную томографию. – С.Р.) или в барозал (лечебное помещение с барокамерой. – С.Р.). То есть физически я за 6 часов настолько выматываюсь! Один на 40 человек – а начинали-то мы с двух санитаров на 40 человек! – говорит санитар Александр.

По его словам, это не первое снижение надбавок за ковид.

– Постепенно это все снижалось: сначала платили по 80 тысяч, а сейчас мы дошли до того, что меньше 60 платят. У меня сейчас 50 тысяч рублей вышло. Формально нам не зачли смены, которые мы отработали: у кого-то 24 часа, у кого-то все 48. Обида именно в этом – мы ведь эти часы отработали, – объясняет Александр. – Мы работаем 24 часа в сутки, но платят нам за 18. Аргументируют это тем, что мы не все 24 часа находимся в "красной зоне". Надо понимать, что 24 часа там находиться физически невозможно, потому что мы не можем ни попить, ни сходить нормально в туалет. Поэтому мы работаем сменно, 6 часов находимся в красной зоне, 6 часов отдыхаем в чистой зоне, где можно помыться, покушать, отдохнуть и вернуться через 6 часов. Фактически мы 12 часов в "красной зоне". Так было и в феврале, например, и тогда платили за все 24 часа. А сейчас начались какие-то махинации. Весной начальство аргументировало снижение зарплат тем, что, мол, денег недостаточно, надо сохранить рабочие места. Но госраспоряжения никакого же не было на этот счет, юридически ничего не менялось?! А снижать, урезать продолжили. Я не пойму, кто обманывает – руководство больниц или выше?

Алтайские медики жалуются и на ухудшение общих условий работы.

Больница №5 в Барнауле
Больница №5 в Барнауле

– Если изначально мы жили в санатории "Обь", рядом (нам нельзя покидать территорию госпиталя), то сейчас мы всей сменой ютимся в одной палате (с тех пор как освободили этажи для "чистой зоны", уменьшив площадь ковидных территорий). Еще убрали питание, и мы питаемся за свой счет – в выходные для этого приходится отлучаться за пределы больницы, потому что столовая не работает, так руководство придумало, что в следующем месяце за каждую такую отлучку будут снимать всю смену. Мол, зато поймете, почему у вас часы срезаются. Скажите, это справедливо?! – негодуют собеседники СР.

Руководство упомянутых медучреждений комментировать ситуацию редакции отказалось, требуя официальные запросы – на них ответы тоже пока не получены. В региональных Минздравах попросили обращаться "на горячую линию", предупредив, что жалобы будут рассматривать только от самих медработников, а не от СМИ.

XS
SM
MD
LG