Каждое пятое убийство и каждое третье изнасилование в России происходит внутри семьи, следует из статистики Генпрокуратуры о преступлениях, которые были совершены членами семьи или бывшими сексуальными партнерами. Данные ведомство начало ежемесячно публиковать в 2021 году, их проанализировали "Важные истории". И-за военного вторжения России в Украину число преступлений внутри российской семьи будет расти, считают эксперты.
По данным Генпрокуратуры, за последние два года в России внутри семей произошло 4,5 тысячи убийств и 6 тысяч изнасилований. Доля убийств, совершенных родственниками или партнерами, составила 21%, а изнасилования – 28%.
В 55% случаев жертвами убийств в семье или отношениях были женщины. Аналогичная статистика ООН по миру несколько выше – 64% случаев.
Эксперт-криминолог из университета Флориды Владимир Кудрявцев рассказал "Важным историям", что эти цифры могут быть искажены.
"Если речь идет об убийстве, все ясно: есть труп – есть убийство. А когда мы говорим о покушении, не очень понятно, что это за преступление. Может быть, кто-то замахнулся ножом. Может быть, кто-то кому-то крикнул, что он его убьет. Здесь могут быть самые разные манипуляции как со стороны правоохранителей, так и со стороны жертв", – считает он.
Генпрокуратура приводит данные, что в 96% случаев изнасилований жертвами также были женщины, 88% случаев потерпевшими были несовершеннолетние. Соучредительница центра психологической помощи "НеТерпи" Ксения Иванова также считает, что эти данные тоже не отражают реальной картины. По ее мнению, большая часть изнасилований внутри семьи не доходит до полиции – жертвы не доверяют правоохранительным органам и не обращаются к ним. Криминолог Владимир Кудрявцев добавляет, что даже если жертва заявляет об изнасиловании, то полицейские пытаются ее отговорить от подачи заявления.
Из-за войны в Украине и после ее завершения число преступлений со стороны родственников или секс-партнеров вырастет, считают Ксения Иванова и Владимир Кудрявцев.
"Для людей, которые возвращаются с военных действий, на данный момент нет никаких программ реабилитации. Это будут люди с тяжелыми формами посттравматического стрессового расстройства, с неконтролируемыми всплесками агрессии, которые в первую очередь будут выливаться дома на жен и детей", – отметила Иванова.