Ссылки для упрощенного доступа

"Те, кто сделал это с ней, обязательно дождутся наказания". Экс-главе штаба Навального Ксении Фадеевой присудили 9 лет колонии


Ксения Фадеева в зале суда
Ксения Фадеева в зале суда

Советский районный суд Томска 29 декабря приговорил к 9 годам колонии по обвинению в организации экстремистского сообщества и другим статьям УК Ксению Фадееву, избранную осенью 2020 года депутатом Гордумы Томска. Ее адвокаты говорят, что если в самом начале процесса еще надеялись на адекватное рассмотрение дела, то после закрытия его от общественности эти надежды пропали. Но даже они не были готовы к такому приговору.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

По словам друзей Ксении, ее родители в таком плохом состоянии, что даже не могут говорить. Некоторые из коллег Фадеевой также не в состоянии комментировать приговор, потому что "нет цензурных слов".

"Гнали процесс, фактически издевались"

Ксению Фадееву признали виновной в организации экстремистского сообщества с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 282.1 УК) и в участии в некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 3 ст. 239 УК). Накануне прокуратура требовала приговорить Фадееву к 10,5 годам лишения свободы. Помимо заключения Фадееву оштрафовали на 500 тысяч рублей.

Ксения Фадеева стала координатором штаба Навального в Томске во время президентской кампании 2017 года. В 2020 году она была избрана на открытых выборах в Городскую думу Томска, выиграв на семи участках из девяти. Эту победу Фадеева назвала "принципиально важной", так как за три недели до этого в Томске был отравлен Алексей Навальный. Позже команда Навального опубликует итоги расследования, согласно которым оппозиционный политик был отравлен сотрудниками ФСБ при помощи яда "Новичок".

В июне 2021 года Мосгорсуд объявил штабы Навального "экстремистской организацией". После этого Следственный комитет России возбудил уголовное дело об экстремистском сообществе против Навального и его соратников.

Ксению Фадееву задержали в декабре 2021 года. Сначала ей назначили запрет определенных действий, но в ноябре 2023 года заключили в СИЗО. Суд по делу Фадеевой с ноября перешел в закрытый режим и проходил в ускоренном темпе. По словам ее адвокатов, заседания длились по 12 часов. 27 декабря Фадеевой и ее адвокату стало плохо в суде, после чего для них вызвали скорую.

Ксения Фадеева и Алексей Навальный, Томск, 2021 год
Ксения Фадеева и Алексей Навальный, Томск, 2021 год

Как и экс-глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева, Ксения отказалась уезжать из России, в ходе следствия она отказалась дать показания против себя и Алексея Навального. После этого ей и ужесточили меру пресечения.

Бывший глава сети штабов Навального Леонид Волков говорил, что после ареста Лилии Чанышевой он предложил Фадеевой уехать, но та осталась в России: "Ксения наотрез отказалась: она мне писала, что ей страшно, но она же депутат, у нее избиратели, у нее округ, у нее ответственность – она не может уехать от своих избирателей и своей работы в Городской думе Томска, куда ее избрали в 2020 году".

– Я считаю приговор незаконным, необоснованным, несправедливым. Мне сложно ответить на этот вопрос – если я отвечу на него так, как считаю, я окажусь на одной скамеечке с Ксенией Владиславовной, – заявил адвокат Семен Воднев. – В начальной стадии процесса мы даже подумать не могли, что это выльется в итоге вот в такое. Ничего общего с правосудием этот суд не имеет. Последнюю неделю над нами просто издевались. Сторона защиты была ограничена в стадии представления доказательств, принцип состязательности в уголовном процессе был грубейшим образом нарушен. Сторона обвинения представляла несколько месяцев доказательства, на протяжении более чем 25 судебных заседаний. Стороне защиты дали четыре дня на представление доказательств.

– Изначально процесс был открытым, и нам казалось, что это будет такой образцово-показательный процесс. Но этого не произошло, – говорит адвокат Кирилл Терехин.

Юрист уточнил, что защита просила оправдать подзащитную или применить статью, которая предполагает оправдание при условии, что лицо "добровольно прекратило деятельность в экстремистской организации".

Ксения Фадеева в суде
Ксения Фадеева в суде

Уже в суде выяснилось, что большая часть материалов дела Ксении касается самого Навального и его деятельности в разных регионах России, а также Ивана Жданова, Леонида Волкова и других руководителей Фонда по борьбе с коррупцией. По версии обвинения, Фадеева "продолжала участвовать в сообществе Навального после того, как его признали экстремистским", якобы организовывала в Томске протестные митинги в период пандемии коронавируса. При этом в обвинение также включили сведения об акциях, которые проходили в Москве.

Ксения Фадеева не признала вину. Она заметила, что из обвинения неясно, в какой период, по версии следствия, совершила преступление в части организации экстремистского сообщества и в чем заключалась ее руководящая роль.

Речь Ксении Фадеевой в Томском областном суде в 2022 году (позже процесс закрыли, и ее речь было некому записать):
"Меня обвиняют по преступлениям, наказание за которые – до 12 лет заключения. И наверное, человек, который понимает, что действительно совершил особо тяжкое преступление, попался и который по чьей-то милости неожиданно для всех оказался не в СИЗО, а всего лишь под запретом определенных действий, должен вообще радоваться своему положению и сидеть тихо, а не обращаться в апелляцию и выступать здесь.

Но дело в том, что я не преступник, я не совершала преступлений вообще. И я абсолютно уверена, что абсурдность предъявленного мне обвинения понимают все находящиеся в этом зале суда, да и в принципе люди, которые меня знают.
По сути, меня обвиняют в абсолютно легальной политической деятельности. На протяжении 4 лет мы работали прозрачно, открыто, проводили собрания, лекции, обучали наблюдателей на выборы, отстаивали интересы жителей Томска и области в судах, участвовали в выборах и побеждали в них, проводили антикоррупционные расследования в отношении областных чиновников.

Когда я шла на выборы, в моих листовках, которые проверял избирком, было написано, что я – координатор штаба Навального. На стендах на избирательных участках под моей фотографией в биографии было указано "координатор штаба Навального". Тогда этого никого не смущало, меня не сняли с выборов и не отдали под суд за экстремизм, избирком согласовывал все эти материалы.
Ранее, в 2019 году, я добилась проведения открытых слушаний по бюджету Томской области и выступила на них. Спикер областной Думы Оксана Витальевна Козловская представила меня как координатора штаба Навального. Почему же тогда меня вообще допустили до выступления, пустили в зал Думы Томской области, если я – руководитель экстремистского сообщества?

Что касается акций протеста. Право собираться мирно и без оружия все еще гарантировано нам многострадальной российской Конституцией. Неоднократно этого права томичей лишала городская администрация. Однако я всегда как организатор подавала уведомления в мэрию, чтобы администрация и полиция понимали наш маршрут и наши планы. Ни на одном из томских митингов или шествий (согласованных или несогласованных) не было ничего похожего на массовые беспорядки. Люди проходили по тротуарам, останавливались перед красным сигналом светофора, высказывали свое мнение в корректной форме и расходились. Никогда у протестующих не изымалось оружия или какой-то запрещенной символики, не было столкновений с полицией. Так в чем же здесь экстремизм? В публичном и аргументированном несогласии с действиями власти?

По материалам наших расследований и по моим заявлениям правоохранительные органы проводили проверки в отношении областных чиновников. Выносились процессуальные решения – но вопрос о моем якобы экстремизме не возникал.
Всё это я говорю к тому, что штаб Навального в Томске никогда не был какой-то подпольной организацией, которую оперативникам удалось разоблачить лишь в 2021 году. Мы всегда работали открыто, и о нас знали не только наши сторонники, но и представители власти и правоохранительные органы.

Так в какой момент мы стали экстремистским сообществом и как мы должны были это понять?
В апреле 2021 года стало известно, что прокуратура обратилась в суд, чтобы признать штабы и ФБК экстремистскими организациями. После таких новостей я приняла решение о том, что больше не буду работать в структурах, связанных с Алексеем Навальным, чтобы не подставлять себя и сторонников. Работа в штабе в Томске была прекращена еще даже до решения суда о признании штабов экстремистскими. Я приняла для себя решение оставаться в России и работать в качестве избранного депутата Думы города Томска.

Несмотря на прекращение работы в структурах Навального, 28 декабря десяток вооруженных силовиков выломали мне дверь, вынесли всю технику и увезли меня на допрос, где предъявили вот эти все обвинения.

Вообще, надо сказать, что преследование оппозиции в прошлом году вышло на новый уровень. Теперь выступление против коррупции, за мирную смену власти, участие в выборах в виде реальной оппозиции – особо тяжкое преступление.

На мой взгляд, включая в списки экстремистов-террористов оппозиционеров и возбуждая дела на мирных людей, которые всего лишь выступали за соблюдение закона, власть ломает фундамент государства. Во-первых, когда уравниваются преступники, взрывающие самолеты, и политики, выступающие против коррупции, борьба с настоящим терроризмом и экстремизмом просто дискредитируется.

А во-вторых, обществу даётся очень плохой сигнал. Власть ясно дает понять: мирные акции протеста не работают. Участников мы обложим штрафами и административными арестами, ну а организаторам обеспечим огромные уголовные сроки. Выборы? Нет-нет, никаких больше выборов, до них мы допустим только послушных. С остальными расправимся уголовным путем.

Но ведь причины, по которым люди выходят на улицы или голосуют за оппозицию на выборах, никуда не исчезли. Никуда не делась нищета, никуда не делась коррупция и бесправие.
На сегодняшний день в отношении меня не вынесен уголовный приговор и формально я не лишена статуса депутата. Однако по ходатайству московского следователя я лишена возможности представлять интересы жителей города и округа. В связи с моей мерой пресечения я не могу встречаться с избирателями, решать их проблемы, не могу ходить на собрания Думы. Наказали не только меня, но и моих избирателей, которые выбрали меня в Думу.

Свое преследование я считаю политически мотивированным и прошу суд отменить данную меру пресечения в связи с несостоятельностью предъявленных мне обвинений и моей непричастностью к каким-либо преступлениям вообще. Я хочу и дальше исполнять свои обязанности депутата и приносить пользу людям".

"Безумный срок за легальную политическую деятельность"

– 9 лет колонии Ксюше Фадеевой. Приговор самой смелой и доброй девушке назначил "судья" Дмитрий Худяков, – прокомментировал директор Фонда по борьбе с коррупцией Иван Жданов.

Ксения Фадеева и Андрей Фатеев после победы на выборах в думу Томска

– Абсолютно безумный срок за легальную политическую деятельность, за антикоррупционные расследования, за смелость называть вещи своими именами. В деле 90 томов "воды" и никакой конкретики: что же такого совершила Ксения – нет ни пострадавших, ни ущерба? Убийцам, насильникам и педофилам меньшие срока дают, – говорит ее коллега по гордуме Томска, независимый депутат Андрей Фатеев (его незаконно лишили мандата после отъезда из России, несколько месяцев он продолжал участвовать в заседаниях думы онлайн). – Сегодняшний приговор не сломит Ксению, не заставит ее сомневаться в собственной правоте и принципах, она боец. Сегодняшний приговор нужен для того. чтобы запугать честных людей, которые не готовы мириться с беззаконием, у которых накопились претензии к действующему режиму, которым не все равно, в какой стране они живут. Я очень надеюсь, что у них не получится никого запугать.

Ксения Фадеева и Андрей Фатеев
Ксения Фадеева и Андрей Фатеев

– Девять лет Ксении за то, что посмела пойти на выборы и выиграть их без разрешения. За убийства и изнасилования меньше дают. Совсем перестали стесняться, – Сергей Бойко, экс-депутат горсовета Новосибирска.

– Бесчеловечный приговор буквально ни за что. Какие же … в погонах и мантиях, – Хельга Пирогова, политик, экс-депутат горсовета Новосибирска.

– Ксюшу Фадееву приговорили к девяти годам колонии. Ксюша замечательная, храбрая и честная. Те, кто сделал это с ней, обязательно дождутся наказания, а Ксюша будет свободна, – Кира Ярмыш, пресс-секретарь Алексея Навального.

Виктор Мучник
Виктор Мучник

– Ксюша – удивительная, на самом деле. Честная, умная, тонкая, с чувством юмора и завидной самоиронией. Не пафосная совершенно. Умеет очень внимательно слушать собеседника, вдумываться в его логику, находить какое-то пространство диалога даже с людьми очень далекими от нее политически. Кажется, даже менты, когда периодически брали ее на пикетах – чувствовали в ней эту спокойную силу... а, может быть, даже и неловкость испытывали. Возможно у них не у всех это чувство до конца атрофировалось еще, – говорит экс-главный редактор томской телекомпании ТВ-2, а ныне главный редактор сайта НеМосква Виктор Мучник. – Не случайно ее чуть не избрали спикером томской гордумы, когда в городе удалось на выборах чуть подвинуть Единую Россию. Не сомневаюсь, что она была бы хорошим , правильным спикером. Не затыкала бы рты. И случись какие-то несправедливость и беззаконие с кем-то из коллег-депутатов – стояла бы за любого до конца, кто бы он по взглядам ни был.

9 лет Ксении Фадеевой назначил судья Советского районного суда Дмитрий Худяков. Прокурор Роман Болдырев просил на полтора года больше. В процессе участвовал и другой прокурор – Андрей Еремин.

Судья Дмитрий Худяков
Судья Дмитрий Худяков

– Имена эти надо обязательно называть и запоминать, – говорит Виктор Мучник. – Судья очень спешил. Видимо надо было отчитаться до Нового года. Да опять же – мандарины, дети, подарки. К чему тянуть. Потому адвокатам не давали готовиться к процессу, потому заседания тянулись по 12 часов, потому к Ксюше вызывали в суд скорую. Не думаю, чтобы Дмитрий Худяков был садистом от рождения и в детстве мучил кошек. Просто дело у него государственное и Новый год на носу.

Мы часто говорим про Гаагу. Или Нюрнберг. Иные надеются на божий суд. Однако же у меня относительно Дмитрия Худякова, Романа Болдырева и Андрея Еремина другое новогоднее пожелание. Оно простое. И достаточно надежное. Чтобы их судили свои же. И так же. В порядке торжествующего ныне первозданного дарвинизма – борьбы за место в пищевой цепочке. Ну, и тюрьма-колония в их нынешнем виде. Судя по тенденции развития Государства РФ – вероятность реализации этого пожелания не нулевая. А потом, конечно, гуманизация правосудия и все такое. Чего добьются нынешние политзэки, когда выйдут из тюрем.

Ксюше Фадеевой и ее родителям сил. Бесконечно уважаю этого человека, – сказал Виктор Мучник.

Комментарии в сети:

"Ужасные новости из Томска. Ксении Фадеевой, действующему депутату думы Томска и бывшей соратнице Алексея Навального, суд дал девять лет лишения свободы. За "организацию экстремистского сообщества" и "участие в деятельности некоммерческой организации, посягающей на права граждан". Запредельная жестокость государства", – журналист Дмитрий Колезев.

"Ужасно. Девять лет колонии для Ксении Фадеевой, обвиненной в "участии в экстремистском сообществе". За что ее посадили на самом деле? За то, что возглавляла штаб Навального в Томске. Мы виделись с Ксенией. Россия отправляет в тюрьмы своих лучших и умнейших молодых людей", – Сара Рэйнсфорд, журналистка BBC.

XS
SM
MD
LG