Ссылки для упрощенного доступа

"Арест будет по-любому". Свидетелей задержали в суде за участие в митинге против мобилизации


Активистки в спецприемнике
Активистки в спецприемнике

Октябрьский районный суд Новосибирска на пять суток арестовал двоих участников акции против мобилизации, которые водили хоровод и пели песню "Пусть всегда будет солнце". Еще двух девушек, которых вызвали на этот суд в качестве свидетельниц, задержали уже после заседания и в итоге тоже арестовали.

24 сентября молодежное движение "Весна" в нескольких российских городах объявило акции протеста против мобилизации. Около 17 часов перед Оперным театром Новосибирска собралось несколько десятков человек и, несмотря на расставленные по периметру площади Ленина автозаки и полицейские автобусы, принялись водить хоровод и петь детские песни - "Пусть всегда будет солнце" и "В лесу родилась елочка". Через пять минут силовики стали зачищать площадку перед театром, взяв ее в кольцо. Несколько человек были задержаны. Среди них оказался и Вячеслав Тропинин, который был на акции вместе со своей супругой Полиной и их приятельницей Александрой Литяевой.

Полина и Вячеслав Тропинины
Полина и Вячеслав Тропинины

"Хватали за шею и тащили, за ноги держали другие полицейские"

– Мы водили хоровод, и в какой-то момент полицейские нас всех окружили и стали сдавливать в кольцо, давить друг на друга, – рассказывает Полина Тропинина. – При этом они продолжали кричать в рупор: "Немедленно расходитесь!". Понятно, что никакой возможности разойтись у нас не было – мы были в плотном кольце вооруженных ОМОНовцев. Люди начали спотыкаться на лестнице, которая рядом с театром, падать, окружающие старались удержать их. Мне отдавили ногу, я закричала от боли, люди вокруг начали кричать полиции, чтобы они перестали давить, отпустили нас. У меня началась паническая атака.

Полицейские начали выхватывать людей по одиночке из толпы. Это происходило так – часть полицейских в оцеплении держали человека внутри, а другие полицейские тянули этого же человека наружу. То есть по сути тянули людей в разные стороны. Мы просили, выпустите нас, но нас продолжали держать, хотя в рупор кричали: "Давайте расходитесь!".

В какой-то момент они стали вытаскивать из-за оцепления Славу. Его за шею схватили полицейские снаружи, при этом держали за ноги полицейские внутри кольца. Затем его отпустили, он упал на землю, и его просто волоком потащили в автозак. Мужа я в тот день увидела только вечером – Слава не мог даже руку поднять, ему вывихнули плечо, я вызвала скорую, его увезли, а потом он несколько дней ходил с этой травмой на физпроцедуры.

Слава рассказал, что в автозаке он требовал, чтобы задержавшие представились, назвали статью, по которой их задерживают – ничего этого полицейские не сделали. В автозаке у них отобрали рюкзаки. Свой он получил назад только в отделении, но пустой - пауэрбанка, который там был, в нем не оказалось. Очевидцы задержания видели, как этот аккумулятор выпал из рюкзака, и его подобрал один из тащивших Славу омоновцев, – говорит Полина.

Справка о травмах Вячеслава Тропинина
Справка о травмах Вячеслава Тропинина

Саму Полину и Александру в тот день, 24 сентября, тоже задержали и увезли в Дзержинский отдел полиции, где удерживали три часа и выпустили под обещание явиться в отдел позднее.

А 5 октября в 9 утра полицейские вновь задержали Вячеслава.

– Меня доставили в отдел, – вспоминает он – Там продержали часов до 9 вечера и только тогда начали оформлять протоколы о правонарушениях. Пользоваться телефоном не разрешали, принуждали к дактилоскопии, угрожая статьёй о неповиновении. Потом отвезли в спецприемник на ночёвку. Условия там конечно ужасные: грязь, вонь, холод, изношенные матрасы, подушки, одеяла, и целыми днями играет радио, что больше похоже на пытку, чем на развлечение. На следующий день из спецприемника меня привезли на суд.

– В этот момент он написал мне, чтобы я срочно приезжала, так как его сейчас будут судить по двум статьям – за якобы нарушение общественного порядка и сопротивление полиции, – вспоминает Полина. – Мы с Александрой целый день просидели под дверями суда, но вечером нам объявили, что судьи "не успевают", поэтому Славу повезут на ночь в спецприемник, суд переносится. На следующий день, буквально за полчаса, нам сообщают, что заседание вот-вот состоится – слава богу, мы успеваем приехать, проходим по делу как свидетели. По статье о нарушении общественного порядка мужа оштрафовали на 20 тысяч рублей. Следом началось слушание по обвинению в сопротивлении – и тут произошло неожиданное: в суд пришли двое полицейских, задерживать нас, меня и Александру, за участие в той же акции против мобилизации. Мы объяснили, что вот-вот будем выступать свидетелями на процессе.

IMG_8396.MP4
пожалуйста, подождите
Embed

No media source currently available

0:00 0:00:22 0:00

Девушкам разрешили дать показания на суде, после чего Вячеславу и еще одной участнице акции, Оксане Пугачевой, дали пять суток за "сопротивление полиции". Александру и Полину сразу же после заседания суда также задержали и отвезли в спецприемник.

– Я не знаю фамилию этой судьи, но она реально зверствует. – говорит Литяева, – Нас оформили по 20.2.2 часть 1, якобы мы препятствовали проходу людей в оперный театр своим хороводом, но даже на их видеоматериалах видно, что люди спокойно заходят мимо нашего хоровода. Когда нас наконец собрались везти в спецприемник, полицейские долго не могли решить, кто именно повезет, а когда приехали, оказалось, что там очередь. Ждали около двух часов, спали в машине. Кстати, наш адвокат после пришла к выводу, что та же судья, что арестовала Пугачеву и Тропинина, по всей видимости, сообщила в отдел, что тут у нее "свидетели" Тропинина и Литяева. Вот они и приехали в суд так "внезапно".

На следующий день Александру и Полину прямо из спецприемника отвезли в суд.

– Там заседания прошли очень быстро, – говорит Александра, – Полинино дело рассматривали минут 40, между мной и Полиной вклинился какой-то парень по уголовному делу, потом была я, тоже минут 40. То есть было очевидно, что судья вообще не заинтересован долго нас тут держать и вникать в детали. По итогу присудил нам сутки ареста, которые истекали буквально через 20 минут с момента, как он зачитал решение суда – мы их отсидели в спецприемнике накануне. Как и в целом с мобилизацией, эти суды – это отвратительно. Все в лучших традициях нашей страны.

Специприемник, Новосибирск
Специприемник, Новосибирск

В Новосибирске за акцию против мобилизации и песню "Пусть всегда будет солнце" штраф в 10 тысяч рублей получила еще одна жительница. Об этом сообщила в соцсетях депутат горсовета Светлана Каверзина. Активистку задержали у новосибирского театра оперы и балета, где жители собрались на акцию против мобилизации. Также известно о третьем аресте участника новосибирской акции – Вячеславу Бережному вменили организацию массового пребывания граждан, повлекшего нарушение общественного порядка.
24 сентября в городах Сибири и Дальнего Востока прошли акции против мобилизации. Полиция задержала несколько десятков участников.
21 сентября Владимир Путин объявил о начале мобилизации в России. Указ позволяет призвать на фронт любого резервиста, годного по состоянию здоровья. Однако из регионов поступают сообщения, что даже состояние здоровья не становится препятствием для мобилизации. Власти заявили о намерении мобилизовать 300 тысяч человек, однако по сообщениям СМИ их количество может составить до миллиона.

XS
SM
MD
LG