Ссылки для упрощенного доступа

"Стряпня ФСБ". Журналиста обвинили в призывах к беспорядкам


Томский журналист Игорь Кузнецов на пикете в поддержку украинского режиссера Сенцова (архивное фото)
Томский журналист Игорь Кузнецов на пикете в поддержку украинского режиссера Сенцова (архивное фото)

21 сентября гражданский активист и журналист из Томска Игорь Кузнецов был арестован по уголовному делу о склонении к массовым беспорядкам накануне трехдневного голосования (ст. 212 часть 1.1. УК РФ). Суд арестовал его до 14 ноября. Защита подала ходатайство о его освобождении из-под ареста. Никаких доказательств того, что Кузнецов действительно склонял к массовым беспорядкам, адвокатам журналиста не предъявили. Сам Кузнецов заявил о том, что все, что ему вменяет следствие, связано с его профессиональной деятельностью.

Томский журналист Игорь Кузнецов на пикете в поддержку украинского режиссера Сенцова (архивное фото)
Томский журналист Игорь Кузнецов на пикете в поддержку украинского режиссера Сенцова (архивное фото)

Перед задержанием у Кузнецова дома прошел обыск, полиция изъяла неработающий ноутбук и три телефона, в том числе редакционный (Кузнецов работает в издании RusNews). Активиста сначала увезли в центр по противодействию экстремизму МВД по Томску, где полицейские запретили Кузнецову разговаривать с адвокатом дольше 15 минут.

17 сентября по той же статье о склонении к массовым беспорядкам в Красноярске арестовали за подписку на "протестные телеграм-каналы" Алексея Яночкина. 16 сентября в Следственном комитете РФ заявили, что завели по этой статье уголовное дело сразу на 11 человек из семи регионов России, в том числе на московского активиста Дмитрия Чебанова, который был задержан ранее.

"Действовал исключительно как журналист!"

В день задержания и ареста следователь по особо важным делам Главного следственного управления Следственного комитета РФ предъявил Кузнецову обвинение.

По версии следствия, Кузнецов и "группа лиц, объединившихся с ним в организованную группу", создали сообщество пользователей под названием "Что-Делать!" и закрытый конференц-чат в телеграме.

– Там систематически обсуждались стратегия деятельности по оказанию психологического воздействия и обработки аудитории, в целях вызвать у неопределенного круга лиц желание, решимость и побуждение участвовать в совершении массовых беспорядков и вовлекать в процесс новых участников. При этом после достижения численности аудитории до более чем 9000 человек в вышеуказанном мессенджере были созданы подразделения организованной группы в городах России. Участникам организованной группы вменяются призывы, обращенные к неопределенному кругу лиц, к совершению массовых беспорядков и участию к ним на территории Москвы и других субъектов РФ, – заявили в Следственном комитете.

В упомянутом телеграм-канале "Что делать!" с начала августа стали появляться записи с обсуждением возможных акций протеста в случае подтверждения случаев фальсификации выборов, назначенных на 17–19 сентября. 16 сентября Чебанов записал видео, в котором обратился к гражданам России с предложением выйти "на улицы своих городов" 18 сентября. Аналогичные предложения поступали и жителям Дальнего Востока, им предлагалось выйти в центр своего города в один из дней голосования. Игоря Кузнецова среди призывавших не было. По его словам, он администрировал канал как журналист.

Задержанные в Томске активисты (Игорь Кузнецов – в центре)
Задержанные в Томске активисты (Игорь Кузнецов – в центре)

"Я, участвуя и администрируя канал "Что-Делать!", действовал исключительно как журналист в рамках редакционного задания издания RusNews, целью которого было получение эксклюзивной информации по освещению протестных событий. Никакой организационной деятельности я не осуществлял, призывов не публиковал. Всех, кто арестован вместе со мной по данному делу по всей стране, считаю исключительно порядочными людьми, которые не приемлют насилие в любой форме. Они отличаются толерантным отношением к чужому мнению. Я отрицаю мысль о существовании провокатора в данном закрытом сообществе. Когда я узнал об обвинении, оно повергло меня в шоковое состояние, в котором я пребываю до сих пор. Я призываю общественность признать во всех арестованных узников совести", – заявил Кузнецов из СИЗО №1 Томска.

"Признаки политического"

Один из адвокатов Кузнецова Вячеслав Худолеев считает, что у следствия нет никаких доказательств, что Кузнецов в принципе делал какие-то призывы.

– Он никого не склонял ни к чему. Можно даже не рассматривать содержание канала в его случае – он не создавал контент, а только модерировал. Даже выставляя какие-то посты, он занимался освещением ситуации, а не ее формированием. По такой логике обвинение можно предъявить любому журналисту, освещающему какую-либо акцию протеста, неугодную властям, – говорит Худолеев. – У следствия нет абсолютно никаких доказательств этого обвинения [склонения к беспорядкам].

Его коллега, адвокат Юлия Копейкина, подтверждает, что в обвинительном заключении СК "не приводятся конкретные формулировки призывов", хотя ведомство обвиняет журналиста в том, что он участвовал в разработке "стратегии деятельности по оказанию психологического воздействия и обработки аудитории, в целях вызвать у неопределенного круга лиц желания, решимости и побуждений участвовать в совершении массовых беспорядков и вовлечению в данный процесс новых участников".

– Несмотря на это, ему предъявлено обвинение, он имеет статус подозреваемый, что и стало основанием для избрания меры пресечения. Суд решил, что это должен быть арест. Мы предполагаем, что его могут этапировать в московский СИЗО. Так как дело возбуждено Главным следственным управлением СК России в Москве. И в его рамках арестовано около 10 человек по всей стране, – напоминает Копейкина. – Мы параллельно собираем доказательства его невиновности. Конкретных назвать не могу, только 3 дня прошло с ареста, работаем.

По словам адвокатов, через несколько дней суд Томской области рассмотрит их апелляционную жалобу на меру пресечения в виде заключения под стражу. При этом Копейкина от прогнозов отказывается, а Худолеев надеется, что "у судьи возобладает здравый смысл".

– И для начала пусть ему изменят хотя бы меру пресечения, чтобы разобраться в аргументах обвинения, – говорит Худолеев. – Что касается других похожих дел, практика по ним совсем недавно началась. Да, дела такие были, но их совсем немного. Надежда всегда есть. Главное, чтобы процесс не был политизирован. Хотя сама норма 212-й статьи уже имеет политический оттенок. Конечно, есть риск: правосудие может неоднозначно толковать термины Уголовного кодекса.

"Извините, я не полезу в эту петлю"

Друг и коллега Кузнецова, оппозиционный блогер Вадим Тюменцев, первый в России заключенный, освобожденный досрочно благодаря частичной декриминализации "экстремистской" 282-й статьи (о возбуждении ненависти или вражды к группе лиц), не так оптимистичен, как адвокат Худолеев. По его словам, несмотря на сравнительно небольшое количество дел по статьям "о беспорядках", оправдательных приговоров по ним нет.

Когда адвокаты Кузнецова обсуждали возможные прецеденты, они в первую очередь вспоминали дело Тюменцева шестилетней давности. В колонию Вадим Тюменцев попал в декабре 2015 года, суд признал его виновным в возбуждении ненависти и призывах к экстремизму. Блогер несколько раз объявлял голодовку, в том числе в поддержку украинского режиссера Олега Сенцова, осужденного по обвинению в терроризме. За решеткой Вадим Тюменцев провел три года и девять месяцев, хотя осужден был на пять лет. Правозащитный центр "Мемориал" признал его политзаключенным.

По версии Тюменцева, задержание и арест Кузнецова могут быть связаны с тем, что журналист "раздражал ФСБ темой сибирского областничества".

Вадим Тюменцев
Вадим Тюменцев

– Косвенно, может быть, и с зимними акциями протеста связано, Игорь в них участвовал, тоже освещал. Редакция RusNews, с которой он сотрудничал, выдает только версию насчет телеграм-группы "Что делать", другие журналисты тоже увязывают в основном с этим, – говорит Тюменцев. – Но, конечно, Игорь раздражал власти и своими попытками согласовать очередной митинг. Думаю, что ФСБ очень раздражает тема сибирского областничества, а он, например, подавал заявку на митинг "За повышение прав регионов РФ", – напоминает Тюменцев.

В 2020 году Игорь Кузнецов провел серию одиночных пикетов в поддержку протестующих против ареста экс-губернатора Фургала жителей Хабаровского края. А до этого выходил на акции протеста из-за отказа мэрии согласовать митинг против политики федеральных властей. И, например, участвовал в серии одиночных пикетов в поддержку сестер Хачатурян. В своем ютьюб-блоге Кузнецов часто комментирует протестные события в России.

Оценивать сам телеграм-канал никто из опрошенных собеседников не стал.

– О том, что есть эта телеграм-группа, я узнал из материалов СМИ, вышедших уже после задержания Игоря. Так что мне трудно судить. Но так-то – у Игоря есть полномочия журналиста RusNews. И чисто субъективно я предполагаю, что это такая же стряпня ФСБ, как запрещённые "Сеть" и "Новое величие". Но для того, чтобы это утверждать, нужны факты, – объясняет блогер.

Однако на просьбу посмотреть канал и составить свое личное мнение – отказывается:

– Извините, я не полезу в эту петлю.

– Из-за своего дела по 282-й?

– Из жизненного опыта. Кузнецов уже арестован. И оправдательных решений пока не было.

Если Игоря Кузнецова признают виновным в склонении, вербовке или ином вовлечении лиц в совершение действий, предусмотренных частью первой статьи 212 УК РФ, ему грозит от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей штрафа, от двух до пяти лет принудительных работ или от пяти до десяти лет лишения свободы.

XS
SM
MD
LG