Помните, Ломоносов писал, что "российское могущество прирастать будет Сибирью"? Михайло Васильевич далеко смотрел. Вплоть до нынешнего дня, когда Россия воюет с Украиной на нефтегазовые деньги, вырученные от продажи сибирских углеводородов. По прогнозу агентства Блумберг, в 2022 году, несмотря на санкции Запада, Россия может заработать от продажи нефти и газа 321 миллиард долларов. На 35 % больше, чем в прошлом году. Так что именно богатые недра Сибири дают Путину неограниченную возможность проливать кровь ещё очень долго.
Да и живая сила, которая ежедневно превращается в груз-200 на украинском фронте, так же исправно поступает из Сибири и Дальнего Востока, как нефть и газ. Данные о потерях среди участников "спецопераций" в РФ являются "государственной тайной" по закону, принятому ещё в 2013 году. Но независимые исследователи кропотливо собирают данные из открытых источников и, хотя на сегодняшний день подсчитали далеко не всех, но уже понятно, что не менее четверти погибших "героев" прибыли в Украину из-за Урала. В бурятских селах, Туве, Новосибирской области, на Алтае, в Красноярском крае, что ни день, то похороны. Власти понимают – в Москву и Петербург цинковые гробы в больших количествах свозить опасно – столичные жители, привычные к протестным акциям, могут с горя подняться всерьез, – не на одиночные пикеты с белыми листочками, а по-настоящему.
Другое дело Сибирь, необъятные просторы, где, как сказано у классика, хоть три года скачи – ни до какого государства не доскачешь. И когда в одной сибирской деревне плачут на поминках, в другой тоже плачут, но друг друга при этом не слышат. И не знают, сколько таких поминок уже прошло после 24 февраля.
"Кінець імперії"
Восемь лет назад, в феврале 2014 года я побывал в Киеве. Стены домов на Крещатике сплошь были исписаны граффити "кінець імперії". Люди на Майдане тогда искренне верили, что их участие в истории имперской России закончилось с изгнанием Януковича, и теперь они начнут жить по-своему, свободные от великодержавных понтов "большого брата".
Но они ошиблись. В Москве по-прежнему считали Украину "своей" территорией. Империя нанесла ответный удар по непокорной "колонии", использовав ресурсы Сибири, жители которой до сих пор не осознают своего колониального статуса в составе Российской "Федерации". При Ельцине нефтяные компании хотя бы платили налоги в местные бюджеты, но Путин это "расточительство" прекратил, и теперь абсолютно всё утекает в центр, – и нефть, и газ, и налоги.
А наивным сибирякам все равно кажется, что они живут, как хотят, "далеко от Москвы". В таежных селах, куда начальники не заезжают годами, и никто не помнит, как выглядит милиционер, действительно веет какой-то вольницей с романтическим привкусом анархизма. Но это лишь до тех пор, пока начальству не понадобится "человеческий материал" – проголосовать на выборах или умереть на войне. Тогда в любую глухомань в любой момент приедут государевы люди с приказом.
Лет пятнадцать назад я наблюдал "торжество правосудия" в деревне Назино, знаменитой на всю Сибирь тем, что в 1931 году чекисты построили там, на острове посреди Оби, концлагерь, в котором уморили голодом несколько тысяч заключенных. Назинцы хорошо помнят истории про"остров смерти" или "остров-людоед", но не особо заморачиваются по поводу этих преданий старины глубокой. Ну, съели там кого-то, ну, подумаешь…
Местные жители, на первый взгляд, производили впечатление людей свободных до безумия, они делали, что в голову взбредет – пьяными гоняли на мотоциклах по деревенским улицам, браконьерствовали в Оби и в тайге, а закона над собой как будто не чувствовали.
Но вдруг из районного центра приплыл катер с людьми в форме, кажется, это были прокурорские работники, а может, следственный комитет – неважно. Главное, что у них был с собой список нарушителей закона из числа местных жителей, на которых заведены уголовные дела. С фигурантами списка работали ночью, скопом собрав их в избе главы сельского поселения. Как именно работали, я не видел, но всей деревне были слышны довольно громкие крики, раздававшиеся оттуда.
Наутро никто не жаловался. А что? Правоохранительный катер заезжает сюда редко. Раз в полгода можно и потерпеть следственные действия. Всё равно катер уплывет, и начнется привычная жизнь – воля, пьянство, безработица. Единственная возможность трудоустройства для мужчин в деревне – завербоваться на вахту качать газ. Тот самый газ, который питает войну. А после 24 февраля открылась ещё одна вакансия: солдат удачи. Вроде русской рулетки, только без проигрыша. Подфартит – вернешься домой с трофеями. Не повезет – родные получат 7 миллионов за твою жизнь, которая в мирное время никогда столько не стоила.
Вертикаль власти расчетливо и цинично ведет имперскую войну за свои бывшие владения, используя колониальные ресурсы Сибири.
Вот и получается Сибирско-Украинская война.
P.S.
Кстати, полностью знаменитое высказывание Ломоносова выглядит так: российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке.
Далеко вперед смотрел Михайло Васильевич.
Андрей Филимонов – писатель, журналист
Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции