Капитан ВС РФ Денис Фролов из Забайкалья в марте погиб под Киевом. Вдове сообщили, что его задавила БМП армии самопровозглашенной "ЛНР". Посмертно офицера наградили орденом Мужества. О подробностях этой истории Сибирь.Реалии рассказала жена Дениса Марина Алтаева.
Забайкальский город Борзя считается военным – жизнь 29 тысяч местных жителей сосредоточена вокруг воинской части №06795. В январе военные отсюда отправились "на учения в Беларусь", а после 24 февраля были переброшены в Украину. Часть из них уже вернулась домой грузом 200 – для них на городском кладбище выделили отдельную аллею.
Могилы на ней совсем свежие – Василий Лопатин, Анатолий Кустов, Сергей Царьков, Роман Ерилов и Денис Фролов. Еще один военнослужащий из Борзи – прапорщик Нима Ошоров был похоронен 11 марта на родине, в Бурятии.
– Мы решили хоронить ребят вместе. Сейчас все успокоится, боль немного утихнет, я возьму в военкомате контакты родственников погибших ребят и будем добиваться, чтобы на их могилах установили мемориал, – рассказывает вдова Дениса Фролова Марина Алтаева.
27 марта Денису должно было исполниться 30 лет.
– Муж родом из Оловянинского района Забайкалья, в Борзю попал для прохождения срочной службы. Потом решил остаться здесь. Рассказывал, что после окончания первого контракта ненадолго уходил из армии, но потом вернулся, – вспоминает Марина.
"Дениса раздавила БМП ЛНР"
– Каким я его помню? Добрый, но вспыльчивый очень, как взорвется, так и успокаивался сразу же, – делится Марина. – Для меня он был единственной опорой. Я не один раз была замужем, но таких отношений не было ни с кем. На руках носил. Любознательным был, учился всему сам. Он же рос без отца и матери, его бабушка воспитывала. Ну, чему там бабушка сильно научит, тем более пожилые люди внуков больше, чем детей, любят. Вот она его оберегала всегда, бежала на помощь, он такой же вырос, стремился всем помогать.
– Почему он решил подписать контракт?
– Он армию любил. Да и вообще больше ничего делать не умел. Пытался учиться в медучилище, но не закончил, потому что женился в первый раз, ребенок у него родился. Нужны были деньги, Денису пришлось идти зарабатывать в армию, – объясняет Марина.
По ее словам, муж планировал уйти со службы в феврале 2022 года и написал заявление с просьбой отстранить его от руководства солдатами еще до отъезда в Беларусь.
– Муж хотел уволиться после возвращения с "белорусских учений", – вспоминает Марина. – Постоянно жаловался, что в Борзе бардак в части: служащие у них захотели – пришли, захотели – не пришли. При этом их не увольняют за несоблюдение контракта, потому что некому служить. В один момент Денис даже написал заявление, чтобы его с должности сняли. Снять-то с руководства солдатами его сняли, но он все-равно продолжал "получать" за проступки своих бывших подчиненных. Я сама свидетелем была: кто-нибудь из солдат-контрактников отпросится домой и не вернется к положенному сроку, а мы с Денисом ездили по деревням, собирали их.
– Как он оказался на Украине?
– Как и все, на учения поехал. Отправился туда 15 января, в последний раз на связь вышел 1 марта. Они же, получается, на Украину отправились из Беларуси, оттуда он звонил мне каждый день, обязательно вечером, перед сном. Думал ли, что его отправят на "спецоперацию"? Не знаю, но вряд ли – в разговоре со мной накануне он уверял, что 25 февраля они поедут домой. Они отправились в Ейск и ждали, что вернутся обратно, в Забайкалье. Но ничего подобного не произошло.
– Когда вы поняли, что он участвует в боевых действиях в Украине?
– В последние дни, когда он мне звонил, сердце у меня было не на месте. Вероятно, он уже тогда был там [в Украине], но мне не говорил, знал, что я человек эмоциональный. 1 марта он позвонил дважды, первый разговор длился около 40 секунд, и когда он отключался, мне показалось, что я слышу автоматную очередь. Хотя он говорил, что все спокойно, что они стоят на границе. Перезвонил уже через несколько часов и сказал, что все у них нормально, что это мужики по танку ударили. И все... Погиб он через три дня – 4 марта под Киевом.
– В военкомате рассказали подробности его гибели?
– Начался артобстрел, при перестроении техники его раздавило БМП. От растерянности? Непонятно. Как мне сказали, часть парней побежали в одну сторону, а Денис спрятался за БМП, машина тронулась, а он не успел отскочить. Руководители части, где служил Денис, сказали мне, что это была БМП армии "ЛНР".
Фролов был награжден орденом Мужества посмертно.
"За памятник военкомат обещал часть денег вернуть"
– Как вам сообщили о гибели мужа?
– Можно сказать, случайно. 9 марта позвонил сослуживец Дениса. Я в тот момент все ждала звонка мужа, надеялась, что объявится, – вспоминает Марина. – И сначала подумала, что он сам позвонить не может, вот и попросил коллегу связаться. Он мне представился, принес свои соболезнования и попросил приехать для сдачи крови на анализ ДНК. Я не поняла сначала, что эта просьба означает. На автомате сказала, что у Дениса есть мама, она может сдать. Но спустя время до меня дошло, что он умер, а его сослуживец просто не знал, что мне не сообщили.
Памятник мы заказывали сами, но военкомат обещал возместить его стоимость. Но не полностью. Я так поняла, у них заложен лимит на сумму, а мы ее превысили. Воинская часть должна возместить остальные расходы: могилу, оградку, памятники, венки.
– Семьям погибших военных по указу президента РФ положены выплаты. Вы их получили?
– Эти деньги уже давно пришли. По указу президента – 5 миллионов рублей, плюс еще страховка. В общей сложности положено 12 миллионов, которые поделили на троих: на меня, мать и дочь Дениса. Еще губернатор Забайкальского края выделил 1 миллион рублей, который тоже поделили на троих. Но как можно оценивать жизнь человека деньгами? Мы с ним и здесь бы заработали их. Деньги – это вода, которая сквозь пальцы. Сегодня есть, завтра нет, а человека уже не вернешь.