Родные еще одного матроса срочной службы крейсера "Москва" – 21-летнего Сергея Грудинина из Амурской области – до сих пор не могут выяснить, жив ли он. Его матери Тамаре Грудининой сообщили, что Сергей "жив и здоров". Однако человек, представившийся по телефону командиром матросов, признался, что ее сын погиб. В военкомате на запрос родственников до сих пор не ответили.
Сергей Грудинин родился в селе Ильиновке на западе Амурской области. В армию он в мае 2021 года ушел по призыву.
– Ушел в армию весной. В сентябре во Владивостоке на флоте его провожали уже до Севастополя. Подписывать контракт он не собирался, хотя уже оттуда говорил нам, что, мол, предлагают. Его очень ждали в золотодобывающей компании, где он перед армией на практике работал от Амурского техникума. Очень хвалили, держали за ним место: "Вот получишь военный билет и возвращайся, работай, пожалуйста", – вспоминает тетя Сергея Татьяна Грудинина. – Он очень хотел работать, но в том году его призвал благовещенский военкомат. Как отказаться? "Отмазываться" в нашей семье считается стыдным – отец служил, дядья все служили. О том, чтобы "откосить", и речи не могло быть, не в нашей породе такое делать. У нас и нет того, чем "откупаться" – сами последнее доедаем. Отслужил свое и все, ждали его домой в мае. Разве ж знали мы, что вот так все выйдет.
В Ильиновке живет менее двухсот человек.
– Конечно, мы знаем Сергея, тут все всех знают. Две улицы – вот и вся деревня, – говорит местная жительница Людмила Шадрикова. – В курсе, что пропал без вести на службе. Родители очень страдают. Хороший парень, окончил политехнический техникум в Амурске, на геолога выучился, жить да жить. Еще двое из Ильиновки в армию ушли в тот же призыв. Не знаем, что с ними и где. Да, и про Сергея ведь сейчас не знаем ничего.
Его мама, Тамара Грудинина, говорит, что последний раз говорила с сыном 10 апреля.
– Обычно он писал два раза в неделю. Мы специально с отцом деньги отправляли, чтобы был в доступе. На крейсер "Москва" его распределили сразу после учебной подготовки. Когда началась вся эта спецоперация, мы и подумать не могли, что его в зону боевых действий закинут. Он же срочник, он отказался подписать контракт – таких должны были сразу отправить в безопасное место, так ведь? – несколько раз переспрашивает мать. – Но нет, чуть погодя звонит: "Мам, мы все [срочники] остались на корабле".
Родные уверяют, что о войне с сыном они не говорили.
– Да ну, он мальчишка, он ни о чем таком не думал, не размышлял. Пошел служить, потому что обязанность такая, да и все, – говорит Татьяна Грудинина. – Какие деньги по контракту, что вы? Мать, чтобы Сергею было что одеть да обуть после возвращения с армии, пошла в ковидный госпиталь работать. Тяжело и опасно, но решила "по-человечески" его встретить с армии. У них еще младший сын растет, Степан, в школе учится.
По словам матери Сергея, 15 апреля, когда стало известно о том, что крейсер "Москва" затонул, она сама позвонила на горячую линию Минобороны.
– Спросили имя, год рождения, сказали, что сын "жив и здоров, ждите от него звонка". Ой, я так обрадовалась, впервые за все это время успокоилась. Ну не могут же в Минобороны внаглую врать?! – говорит Тамара. – Но следом позвонил с сотового неизвестный мужчина, представился фамилией Вакула и сообщил, что Сергей пропал без вести (по словам матери другого пропавшего срочника Ирины Шкребец, одного из командиров "Москвы" зовут Павел Борисович Вакула). Следом уже другой звонит, тоже представился командиром (имя не запомнила), сказал, что погиб Сережа. Рассказал, что их как-то построили "цепочкой" и так выводили, но "она порвалась, он остался на корабле". Так сказал: "Ваш сын затонул вместе с кораблем".
Родные пытались успокоить Тамару тем, что личное сообщение до сих пор никак не подтвердили официально.
– Истерика у нее, конечно. Я говорю: "Успокойся маленько. Сейчас кто хочет тебе позвонит и что хочешь скажет". Звонил ночью, толком не представился. Говорили ей, что сейчас много мошенников, деньги зарабатывают. Тамара с мужем начали мотаться повсюду – в военный комиссариат областной ездили. Там им сказали: "Ждите ответа на запрос. Мы сделаем запрос, вам сообщим". Больше ничего не сказали, – говорит тетя Сергея.
– Звонивший как-то объяснил, почему срочник оказался на крейсере в зоне боевых действий?
– Нет. Мы и по сей день не знаем, когда крейсер этот пересек чужую границу. Мы знаем, что этот корабль со срочниками на борту должен был стоять посреди океана где-то, ну где ничьи воды, и не должен был воевать. Почему он оказался у границ Украины? Мы в недоумении, – говорит Татьяна. – Их, совсем детей, подставили к этой границе. Я не понимаю, как это стало возможно. Мы все не понимаем вообще. Страшно, что сейчас могут изобразить так, что якобы и контрактник он, и сбежал в Украину, чего хочешь могут сделать. Но мы знаем точно, что он никак не должен был быть на войне, он не соглашался на контракт. Наверное, со временем родители подадут в военную прокуратуру, чтобы разобраться в этом. Но сейчас они на что-то еще надеются и заняты только сыном. Надеются, что может кто-то их подобрал. Не дом горит – это же крейсер горел! Может, где-то в воду попадали, может кто-то где-то их подобрал, из воды вытащил. Надеются еще на что-то. Вчера целый день обзванивали всех: "Есть какое-нибудь сообщение с военкомата?" Нет. Никто ничего не знает, никто ничего не сообщает, все молчат.
Родных Сергея поражают официальные сообщения о том, что весь экипаж крейсера спасен.
– Везде, куда ни зайдешь, где ни послушаешь – спасены все, а там человек 500! Якобы 14 человек ранены только, их ждала скорая на берегу, доставлены в госпиталь, все нормально. Так почему он не звонит-то?! 5 суток уже прошло! Тамара в группе специальной состоит, там матери моряков с крейсера. Что ни день, пишут: "Мой отзвонился", "Мой отзвонился". А наш не отзвонился, – делится тетя Сергея. – Почему? Вот и выходит, что не всю правду нам говорят. И чему теперь верить, если даже в Минобороны обманули?
13 апреля украинские чиновники сообщили, что ракетный крейсер "Москва", флагман Черноморского флота России, был атакован крылатыми ракетами украинских ВС. В тот же вечер российское Министерство обороны заявило, что экипаж корабля эвакуирован в связи с пожаром и детонацией боезапаса. О жертвах не сообщалось.
Утверждалось, что корабль сохранил плавучесть, но затонул позднее при буксировке. В Севастополе на церемонии прощания с флагманом на траурном венке было написано "Кораблю и морякам". Журналисты разных СМИ нашли на сегодня минимум восьмерых погибших или пропавших без вести матросов с крейсера "Москва", о которых сообщили их родственники.
Первым журналисты "Схем" (Радио Свобода) установили личность погибшего мичмана Ивана Вахрушева, о его смерти в соцсетях написала вдова. На следующий день, 17 апреля, об исчезновении своего сына-срочника, 20-летнего Егора Шкребца, заявил житель Ялты Дмитрий Шкребец.
Еще один предположительно погибший из города Сысерть Свердловской области – это 20-летний Никита Сыромясов, его мать Анна уже несколько дней не может выяснить его судьбу. 19-летний матрос Андрей Цывов перестал выходить на связь с семьей после крушения крейсера, выяснили корреспонденты Би-би-си. Неизвестна судьба еще двух матросов, служивших на "Москве", – Игоря Кутняка и Леонида Савина, которых тоже разыскивают родные.
Мать солдата срочной службы Марка Тарасова 45-летняя жительница Санкт-Петербурга Ульяна Тарасова подтвердила редакции Север.Реалии, что ее сын служил на крейсере "Москва". По ее словам, Марк контракт на службу в армии не подписывал, а 15 апреля, когда стало известно о том, что крейсер "Москва" затонул после взрыва во время буксировки, не ответил на ее вопросы в мессенджере. Тогда Ульяна опубликовала в соцсети "ВКонтакте" пост с сообщением, что ее сын "пропал без вести после крушения крейсера". Последние два поста в инстаграме Марка Тарасова датированы 15 декабря – он стоит в форме матроса-срочника с другими призывниками и друзьями, которые провожают его в армию". "Увидимся через годик!" – так подписал он это фото.
Родственники и друзья солдата срочной службы Виталия Бегерского из Хабаровского края ранее подтвердили Сибирь.Реалии, что он ушел в летний призыв и служил старшим матросом на крейсере "Москва", от контракта отказался. Связь с ним пропала после 15 апреля. Тетя Виталия и его друзья говорят, что Минобороны официально указывает его как "пропавшего без вести", поэтому они отказываются говорить о нем в прошедшем времени.
Точное количество погибших или пропавших без вести до сих пор неизвестно. Источник "Медузы", близкий к командованию Черноморского флота, утверждает, что на затонувшем после пожара крейсере погибли 37 членов экипажа, около 100 получили ранения, число пропавших без вести неизвестно. Всего, по его данным, на корабле находились около 500 человек. Дмитрий Шкребец, отец 20-летнего кока Егора Шкребца, считает, что над родителями, чьи сыновья служили на крейсере "Москва" и о чьей судьбе нет никакой информации, "просто издеваются". И в доказательство на своей странице выложил переписку с замкомандира дивизии Бугорским.
"Людям сначала сообщили что матрос жив, через день сообщили, что пропал без вести. А сегодня, после того как мы с ними писали заявление в военкомат, сообщили, что он погиб. Что происходит? За что над нами так издеваются?" – возмущается отец погибшего кока.
Крейсер "Москва" был флагманом российского Черноморского флота. На его вооружении стояли 16 противокорабельных ракет комплекса П-1000 "Вулкан" с радиусом действия не менее 700 км, дальнобойные комплексы ПВО С-300 "Форт".
В ходе войны с Украиной крейсер участвовал в атаке на остров Змеиный в Одесской области. Именно на предложение "Москвы" сдаться "русскому военному кораблю" 24 февраля 2022 года от украинских пограничников прозвучал ответ: "Русский военный корабль, иди *****!" Эта фраза стала одним из символов сопротивления Украины российской агрессии.