688 комментариев, 323 репоста – такова популярность лишь одной из публикации в соцсетях, посвященной теме взыскания алиментов с "участников СВО". И если в первый год войны в сети можно было встретить рассказы, как бывшие жены "сдают" военкомам тех, кто прячется от мобилизации и не платит алименты, то затем ситуация изменилась. Стало ясно, что добиться больших алиментов от военных не получится: они рассчитываются как процент лишь от малой части "зарплаты" воюющих в Украине. По словам собеседниц Сибирь.Реалии, иной раз сумма алиментов у военных ниже, чем когда их бывшие мужья работали "в тылу". И даже эти деньги не всегда удается взыскать.
Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм
Намного чаще, чем "рекламу" доносительства от Минобороны, в соцсетях сейчас можно встретить вопросы от самих военных: "Можно ли подать на алименты на выплату за ранение? Как скрыть от бывшей?" Адвокаты говорят, что запросов от военнослужащих о том, как "минимизировать" выплаты ребенку, даже больше, чем от их бывших жен.
"На СВО сам ушел, ни х**а не платит"
Евгения из маленького сибирского города Ангарск вышла замуж пять лет назад, развелась два года спустя, когда ребенку от этого брака было всего полгода.
– Он бывший военный. Когда напивался, был в неадеквате абсолютно, я решилась на свадьбу и ребенка, когда он торпеду (противорецидивная терапия продленного действия больным сформированной алкогольной зависимостью) поставил и пить перестал. Первое время было все хорошо: не пил, работал начальником службы безопасности в одной крупной фирме, денег хватало. Со временем он стал агрессивным даже в трезвом виде, на поздних сроках беременности стал замахиваться, и я уже решила – рожаю и развожусь, – говорит Евгения. – Съехала к маме, подала на развод, на алименты. Первый год вычитали все исправно, а потом он свалили на "СВО", мобилизовали. И выплаты прекратились вообще.
По словам юристов, с которыми консультировалась Евгения, подать на алименты можно было "чисто номинально", все выплаты с доходов ушедших на "СВО" были заморожены на время их участия в боевых действиях. Эксперт редакции подтверждает – так и было на самом деле.
– С началом войны против Украины некоторые судебные приставы-исполнители действительно приостанавливали исполнительные производства, в том числе о взыскании алиментов, – подтверждает правозащитник Евгений из Сибири (полное имя не раскрываем для его безопасности). – Ранее в нормах различных законов отсутствовала единообразная формулировка, что порождало споры, какой именно вид участия в военной службе в связи с СВО является основанием для приостановления производства по делу судом или исполнительного производства. Например, есть "пребывание ответчика в действующей части Вооруженных Сил РФ" по АПК (Арбитражный процессуальный кодекс) или "участие в боевых действиях" по ГПК (Гражданский процессуальный кодекс). А есть и конкретизированная формулировка Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ – "участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ", которая учитывает положения Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне" о структуре органов, выполняющих задачи в области обороны. Эта формулировка, кстати, не охватывала мобилизованных и добровольцев до момента начала боевых действий, например, во время распределения, подготовки, обучения и боевого слаживания – на таких успешно подавали на алименты с самого начала.
Все изменилось в декабре 2022 года, когда Владимир Путин подписал правки в закон, приостанавливающие исполнительное судопроизводство для мобилизованных и "участников боевых действий".
– В настоящее время, согласно абз. 4 ст. 215 ГПК РФ (с изм., внесенными Федеральными законами от 29.12.2022 N 603-ФЗ, от 25.12.2023 N 639-ФЗ), суд обязан приостановить производство по делу в случае, если гражданин, являющийся стороной в деле: принимает участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством России; принимает участие в проведении контртеррористической операции; призван на военную службу по мобилизации; заключил контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы или войска национальной гвардии или выполняет задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, – перечисляет эксперт Евгений. – Аналогичные положения внесены в п. 2 ч. 1 ст. 143 АПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 190 КАС РФ и ФЗ об ИП. Как итог – пока сам "свошник" не попросит рассмотреть дело в его отсутствие, любые иски против него автоматически приостанавливали.
Юлия из Красноярска рассказывает, что выплаты алиментов ее мужем на общую дочь – 5-летнюю Иру – автоматически прекратились в июне 2022 года, когда бывший муж ушел добровольцем на войну.
– Я уже опытный "выбиватель алиментов", знала, что можно подать в суд за так называемым судебным приказом, который обяжет отца ребенка выплатить положенное. Или можно действовать через судебных приставов, они в том числе занимаются вопросами алиментов. Мой опыт показал, что второй путь короче и я опять пошла к приставам. Так как муж до ухода на войну официально работал, то работодатель должен был сам сообщить судебному приставу-исполнителю об изменении источника дохода, чтобы алименты удерживались в расчетном центре Минобороны. Конечно, он не сообщил. По скудоумию или муж попросил – уж не знаю. Но пристав сначала взялся проконтролировать, а потом сказал – нет, решено с "свошников" не взыскивать, сидите, мол, мамочка, березовой корой ребенка кормите. Иногда я думаю, что он специально ушел туда [на войну], чтобы не платить, – говорит Юлия.
Юлия, тем не менее, подала в суд, и судья обязал ее бывшего мужа платить алименты с оклада добровольца. Правозащитники говорят, что к 2023 году в России, наконец, сложилась судебная практика, по которой выплаты алиментов стали исключением и платить их обязали "даже участников боевых действий".
– Такие иски против военнослужащих с 2023 года точно уже не приостанавливают. И тот факт, что он отправился на СВО как доброволец, контрактник или мобилизованный, никак не влияет на его обязательства перед ребенком, в том числе по алиментам, – напоминает Евгений.
"Были рубли, стали копеечки"
Собеседницы Сибирь.Реалий говорят, что алименты от воюющих бывших мужей, с трудом полученные после долгой работой приставов или адвокатов, оказались даже меньше, чем "в мирное время".
– Когда он работал в иркутской фирме и получал порядка 100 тысяч "чистыми", ребенку приходило по 25 тысяч рублей ежемесячно. Я могла успевать работать полдня, пока сын в яслях, хватало на нормальные продукты, одежду к каждому сезону и работу с неврологом и другими специалистами (нам поставили задержку речевого развития). Сейчас я трачу всю свою зарплату на съем квартиры, на продукты. Приходит от бывшего только 9 тысяч с копейками. Идут на частный детсад (место в государственном так и не дали) и кое-какую одежду – растет он стремительно. На невролога, логопеда и других врачей уже нет денег, с речью явная стагнация началась, я очень боюсь ухудшения – занимаюсь сама на страх и риск – как запомнила упражнения из старых занятий, – признается Евгения. – Как так выходит, что военным платят по 200 тыщ, а алименты превратились в слезы? Это какой-то государственный трюк по сокрытию денег военных от их детей. Были рубли, стали копеечки!
Эксперты объясняют, что трюк вполне "в рамках российского законодательства", так как высчитываться алименты могут только из оклада военных, а он составляет примерно 50 000 рублей.
– Зависит от региона, но в целом картина такая: оклад по воинскому званию составляет у рядовых примерно 6 тысяч (для сравнения у лейтенанта – 12), оклад по воинской должности – 15 тысяч (33 тысячи у лейтенанта). Все остальное – служба в составе экипажа, премии за ноль аварий или эффективное исполнение служебных, служба в разведке или на воинских должностях – в общем все оставшиеся 175-200 тысяч являются социальной выплатой и не облагаются налогами, для взыскания алиментов использоваться не могут, – объясняет правозащитник Евгений. – Сейчас оклады им чуть-чуть повысили, но в целом и это ситуацию не спасает – подать на алименты к рядовому можно примерно на сумму в 26 тысяч, лейтенанту – 47. А по Семейному кодексу размер алиментов на одного ребенка составляет 25% заработка, на двоих детей – 33,3%, на троих и больше – 50% заработка. Вот и получается, что рядовой ребенку от прошлого брака при выплате в 200 тысяч вправе уплатить жалкие 6,5 тысяч. А лейтенант – всего 16 тысяч, если у него от прежнего брака есть двое детей.
Юлия говорит, что получает чуть больше – 15 тысяч рублей, но тоже намного меньше, чем до войны.
– Ежемесячно нам приходит 15 тысяч, но мне, кстати, не сразу стали приходить, я брала справку по его месту жительства о том, что ушел по контракту, потом еще подала заявление на Госуслугах (предоставление ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего) и в соцфонд еще справку отвезла. В итоге выплатили за все время с начала его ухода. Но это я принципиальная. А есть и те, кто не будет возиться из-за 15 тысяч. Ни о чем, если сравнить с тем, что раньше алименты с его зарплаты были под 50, – говорит Юлия.
"Еще одна выплата, которой как бы нет"
Запросы от военнослужащих о том, как избежать выплаты алиментов с переводов за боевые ранения, растут, говорят адвокаты.
– С этого года минимум дважды в месяц ко мне обращаются военные с ранением, спрашивают, можно ли избежать выплаты алиментов с этих 3 миллионов, – говорит Евгений. – Я таким сразу отказываю по принципиальным соображениям. Но в теории вряд ли можно добиться алиментов с этих выплат, есть некая правовая коллизия. Начнем с того, что по постановлению правительства РФ от 02.11.2021 N 1908 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" удержание алиментов производится в том числе с сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью. При этом удержание алиментов производится с денежного довольствия (денежного содержания), получаемого военнослужащими, точнее, с месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Но! В то же время у нас есть федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", где в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, первым же пунктом указаны "денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью". Получается, алименты положены с выплат за "спецоперацию", а вот при ранении – вопрос спорный.
Опрошенные Сибирь.Реалии разведенные женщины говорят, что вопрос алиментов с выплат за ранение еще не проясняли, так как у бывших мужей-военных "ранений пока нет".
– Бывшие скрестили пальцы, как говорится, – смеется Светлана. – Но тут же надо еще, чтобы он сам получил эти выплаты. Еще одна выплата, которой как бы нет. У моей знакомой такой вот экс-муж ранен, но он так и не получил свои 3 миллиона, ходит по судам уже год, на оставшейся одной ноге.
В мае 2024 года президент России Владимир Путин подписал закон о создании открытого реестра должников по алиментам. В реестр включат злостных неплательщиков алиментов, которых ранее привлекали к административной или уголовной ответственности, а также тех, кого объявили в розыск.
В списки планируют внести персональные данные неплательщиков: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, сумма непогашенной задолженности и данные об административных иди уголовных делах в отношении них. Единственная цель реестра, озвученная министром юстиции Константином Чуйченко – функция "позорной доски". По словам Чучейко, в него попадут имена более 144 тысяч россиян. Согласно действующему законодательству, им запрещен выезд из страны до погашения долга.
В 2023 году ФССП РФ взыскала алименты на детей на 68 миллиардов рублей. Число семей, которые должны получать алименты после развода супругов, доходит до двух миллионов. Среди должников – 90,5% мужчин и 9,5% женщин.
На неплательщиков алиментов приходится 96% возбужденных приставами уголовных дел, успешно взыскать долги получается менее чем в трети случаев.
По итогам прошлого года суммарная задолженность по алиментам превысила 156 миллиардов рублей, средняя сумма долга – около 150 тысяч рублей.
Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.