Центр искусства ЦК19 в Новосибирске представил трансмедийную (объединяющую независимые друг от друга медиаплатформы) выставку современной художницы Маяны Насыбулловой "Фаза: переход", посвященную проблемам внутренних конфликтов и травм, возникающих у людей при ощущении собственного несоответствия общественным стереотипам и стандартам, которые задают массмедиа. Пугающие образы, словно из ночных кошмаров, по словам Маяны, отражают переживания, "которые люди прячут в потаенных уголках души, защищаясь от жестокого социума, навязывающего им свою волю".
На выставке демонстрируется фильм REMOVAL, созданный Маяной Насыбулловой, оператором Марией Бережной и сибирскими музыкантами Егором Клочихиным и Dyad and the Sleepers Club. Трехчастный фильм метафорически повествует о попытке соответствовать условным стандартам привлекательности. Дополняет экспозицию серия гипсовых слепков с фрагментами тел, а также графические работы.
Графика и скульптуры соединены в одну историю: они отражают момент "переходного состояния", связанный с тревогами, неопределенностью и комплексами. Через боль и мрачные образы зрителю предлагают "терапию": принять себя и перейти к следующей фазе.
– Всем понятна эта ситуация, когда ты живешь и иногда чувствуешь себя недостаточно хорошим, недостаточно привлекательным. Это особенность, которая усложняется разными вещами вне: влияние массмедиа, образов, которые нам транслирует индустрия моды или голливудское кино. Получается, что имея одну данность и одну свою жизнь, ты пытаешься натянуть на себя этот жесткий, неподходящий тебе костюм другой данности. Стремление к идеалу лишает тебя подчас возможности наслаждаться тем, что у тебя есть. Любовь к себе не должна зависеть от тех вещей, которые мы не решаем. Я просто родилась, почему я должна себя ненавидеть из-за того, что не подхожу под категорию моделей Victoria’s Secret? Конечно, не должна! Но при этом, проживая жизнь полной девушки, часто сталкивалась с тем, что люди, причем чужие, указывали на это. И я думаю, с таким сталкиваются люди в разных ситуациях, – объясняет Маяна Насыбуллова.
Кроваво-красная абстрактная композиция при помощи простых электронных схем издает тревожные звуки. Художница называет эту работу "звуковым чудищем" или "кроненбергом". Работа появилась при поддержке томского художника Мити Главанакова осенью прошлого года. Тогда Маяна была вынуждена находиться на самоизоляции в московской квартире и попыталась снять депрессивное состояние экспериментом со звуками.
– Звук – это вибрации, которые проходят через тело, и они тоже возвращают нас к теме телесности. Пришло понимание: я же скульптор, я могу всему этому придать какую-то форму, и эти мои нойз-машины, эксперимент со звуком, стали наращивать свое тело, но тело страдающее, бесформенное, которое ищет себя. И абстрактная форма, и покрытие, похожее на фильмы ужасов, и эти звуки – это все про попытку вырваться из ужаса бытия, для того чтобы просто быть счастливым, – говорит художница.
В фильме-перфомансе REMOVAL художница сначала снимает гипсовые слепки с тела девушки модельной внешности, а после пытается примерить эти слепки на себя и, примотав гипсовые оттиски к себе с помощью скотча, идет по городским улицам, испытывая явный дискомфорт.
– В каком-то смысле мы возвращаемся к истокам, потому что, как говорят антропологи, природа творчества критична по своей сути: ритуальные действия совмещали в себе и театр, и музыку, и демонстрацию теней. Поэтому мы не предлагаем ничего нового, намекая лишь на то, что многие цифровые границы связаны в первую очередь типом производства, а не типом показа. Мы вольны в показе, можем совмещать различные подходы. Зритель на это реагирует по-разному, некоторым бывает тяжело сразу погрузиться, кто-то привык к отстранённому взгляду. Но мы же следуем за художниками, за их практиками, соответственно, иногда нужно подчиняться, – объясняет куратор выставки Петр Жеребцов.
Мнения посетителей выставки неоднозначны, и далеко не все оценили посыл художницы.
– Сами работы обалденные. И я думаю, тут, конечно, можно трактовать идею о навязывании каких-то стереотипов гораздо шире, особенно учитывая то, что происходит в современной России, когда власть подавляет любое инакомыслие. Все те, кто не марширует в едином строю, фактически вынуждены уходить во внутреннюю эмиграцию и оставаться один на один вот с такими страданиями и болью из-за невозможности быть услышанными, проявить себя. И эти фигуры точно отражают то, что у меня в душе несколько последних лет происходит. А все вот эти мысли по поводу неправильного тела так себе. Не нравится своя внешность, всегда можно начать работу по ее изменению. А на мнение окружающих плевать. Я думаю, что весь этот бодипозитив – отмазка для ленивых жирных людей, – заявила корреспонденту Сибирь.Реалии Яна Быкова.
– У меня с точки зрения стандартов килограммов 20 лишнего веса. И я страдала в старших классах школы и после. Это реально были кошмары, когда я перепробовала различные диеты, ничего не менялось, мне казалось, я уродина и никто меня не полюбит. И конечно, меня никто и не любил, потому что я сама себя не любила. Но потом я встретила человека, который заставил меня поверить в себя. И мир для меня перевернулся. Помните, как у Beatles, all you need is love. Так что я на собственном примере скажу – вот эти все демоны, мы их создаем внутри себя сами. А косые взгляды на улице только культивируют их. Избавиться от них можно, только если понять – мир не делится на черное и белое. В конце концов, эта выставка тоже совершенно непохожа на то, что принято считать "правильным" искусством. И что? Смотрите, люди идут, смотрят, обсуждают. Я так думаю, чем разнообразнее будет мир, люди вокруг, то же искусство, тем дальше мы будем от обсуждения подобных тем, – считает Ирина Дугелова.
Натурщиками для проекта стали новосибирцы, которых художница пригласила к участию во время подготовки к выставке.
– Данная человеку в ощущениях граница собственного тела в проектах Маяны подвергается вопросам и анализу, если не сомнению, и выход за границы телесности выражается в трансгрессии по отношению к собственной художественной практике. Именно в этом переходе от одного типа восприятия к другому, от внешнего к внутреннему, через мрачные образы и боль и оказывается зритель. Сила терапевтического жеста становится доступной для каждого, кто в состоянии принимать себя и двигаться в следующую фазу, – резюмирует Петр Жеребцов.
Эта выставка открывает программу поддержки молодого современного искусства "Траектории", которую центр ЦК19 запускает при поддержке гранта Фонда Михаила Прохорова. Пожалуй, впервые в практике Новосибирска современным художникам будут платить гонорар за участие в выставочной деятельности, кроме того, оплатят материалы, необходимые для создания новых работ. Это обычная практика для аналогичных московских выставочных центров. Однако для Сибири такой подход в новинку.
– Важно менять эту парадигму, художественный труд должен оплачиваться. Но речь не о конкретных суммах на произведения: сколько должно стоить искусство, определяет рынок и галереи, которые искусство продают. А мы, поскольку институция некоммерческая и публичная, говорим о ценности художественного труда как такового, – объясняет менеджер проекта Ангелина Бурлюк.
Выставка "Фаза: переход" продлится в новосибирском Центре искусства ЦК19 до конца июля.