21 сентября, в годовщину "частичной мобилизации", суд на Камчатке оштрафовал учительницу русского языка с 16-летним стажем Василю Вершинину по статье о неповиновении полиции. Полицейские пришли за ней прямо в школу, чтобы отвезти в участок и допросить по делу о "дискредитации российской армии". Но Василя хотела довести урок до конца. Что и было расценено судом как "неповиновение". Впереди у Вершининой еще один суд – по делу о дискредитации. Сибирь.Реалии поговорили с ней сразу после того, как она вышла из спецприемника.
19 сентября часов в 11 утра завуч 32 школы в Петропавловске-Камчатском вызвала Василю Вершинину из класса в коридор. Там ее уже ждали трое неизвестных мужчин.
– Только один из них представился, но очень быстро, и потом резко, с напором, пошел на меня, заявляя, что я обязана с ними проехать. Ни законных оснований не предоставили, никаких документов не предъявили. На суде выяснилось, что таких документов у них вообще не было, – рассказывает Василя.
– В процессе нашего диалога в коридоре сотрудник Смолярчук Евгений Васильевич (участковый, майор полиции) буквально набросился на меня, попытался отобрать у меня телефон, вырвать у меня его из рук. Я инстинктивно его сжала. В этот момент другой сотрудник Артем Геннадьевич Макич пошел на подмогу своему коллеге, они оба прижали меня к стенке и телефон все-таки у меня отобрали – фактически украли, потому что разрешения забирать у них не было. Отмечу, что Макич Артем Геннадьевич на тот момент даже не представился. Вы представили себе эту сцену нападения на учителя? Безумие просто. Я вела в тот момент урок для шестого класса, части речи, и хотела довести до конца его или дождаться, пока другой учитель меня сменит, – говорит Василя.
Поскольку протокол по обвинению в дискредитации армии РФ Вершининой до сих пор не предъявлен, точной информации, почему за ней пришли и на основании какого именно поста ее обвиняют, у учительницы нет. Василя предполагает, что речь о ее публикации от 25 мая 2023 года, в которой она написала, что конфликт "не нужен ни жителям России, ни жителям Украины, а нужен верхам", поэтому "народ стравливают". Вершинина упомянула в этом посте "снарядный голод" в российской армии, за который отвечает "главнокомандующий Владимир Путин". Также она выступила против сбора денег на нужды армии. "Давайте еще на танк скинемся? Куда смотрит Минобороны?" – написала Вершинина на своей странице во "ВКонтакте" с более чем тысячей подписчиков.
Она не считает, что этим постом она как-то дискредитировала армию РФ. Как и не признает, что якобы сопротивлялась полиции, поэтому намерена с адвокатами опротестовывать присужденный ей штраф в две тысячи рублей.
– Я и поехала-то с ними, потому что поняла, что меня в покое не оставят. Увезли в отдел по борьбе с экстремизмом, где продержали до 18 часов. Нарушая мои права, не дали позвонить ни юристу, ни родным и близким, всячески унижали, намекали на пытки. Оскорбляли меня, называли дурой и сектанткой. За то, что я смею не соглашаться с "линией партии", действиями властей. За то, что называю черное черным, – вспоминает Василя.
Помимо антивоенного поста, в своем паблике "ВКонтакте" и телеграм-канале "В поиске правды" она выкладывала видео о фальсификациях на выборах, призывала отправить в отставку правительство Камчатского края, выбрав "руководителя от народа".
– После угроз, оскорблений и длительного ожидания мне стало плохо, повысилось давление, было трудно дышать. "Сотрудники" пообещали скорую, но так и не вызвали, – говорит 40-летняя Вершинина.
Юриста ей также не предоставили, не дали возможности и позвонить адвокату.
– Больше того, меня обвинили в якобы употреблении запрещенных веществ – мол, сильно активно возмущаюсь этому беспределу, и отправили на медосвидетельствование в диспансер на алкоголь и наркотики. Я считаю, это унизительная процедура, особенно для педагога, за репутацией которых у нас особенно тщательно следят. Конечно, тесты показали "отрицательно", подтвердили, что я не алкоголик, не наркоманка, мне дали поесть и попить, впервые за 7 часов задержания.
После освидетельствования меня отвезли в отдел, где продержали в итоге двое суток. Это было прямым нарушением, как после подтвердила судья, досудебному аресту я не подлежала. Но, к слову, там [в спецприемнике] было относительно нормально, по крайней мере меня не оскорбляли, не унижали.
Позже я написала заявление на полицейского Смолярчука, указала, что он явно превысил свои должностные полномочия, отметила, что сотрудники полиции не должны таким образом позорить честь полицейских. В заявлении также указала, что прекрасно понимаю, что наша судебная система автоматически сотрудников полиции оправдывает, а тех людей, которых они задерживают, заведомо обвиняет, – говорит Василя.
Суд вынес ей штраф в размере двух тысяч рублей за неповиновение полиции.
– Хотя сама же судья признала, что оснований для моего задержания и принудительного привоза в полицию у сотрудников не было. Будем обжаловать решение суда. Буду писать заявление на всех сотрудников. Оказывается, по бумагам меня "освободили" в 9.59 утра (когда истекли максимально допустимые для задержания 48 часов), но сотрудники Центра "Э" обманули и обманом продержали меня у себя до трех часов дня. Так себе компания, конечно – из трех бугаев. Де-факто они тем самым нарушили мои права. И угрожали, что будут добиваться моего увольнения из школы.
– Угрозы эти вы восприняли серьезно?
– Пока не знаю. Войну мы на работе не обсуждаем, поэтому не смогу позицию коллег комментировать. Но, скажем так, у нас в школе многие высказываются против данной темы. Но тихо и в личных беседах. Публично у нас давно нельзя сказать ни за, ни против.
– Как ученики, их родители отреагировали на ваше задержание?
– Сейчас не могу ответить точно, потому что я была без связи все это время. Выйду на работу и пойму. Но мне передавали о массовой поддержке в соцсетях, среди подписчиков, многие писали слова поддержки, возмущались. Думаю, если бы не этот резонанс, штрафом не ограничились бы, меня бы арестовали. То есть пока меня не посадили только благодаря резонансу. Видно было, что полицейские очень хотят меня посадить на 15 суток, но не получилось. Губернатору Камчатского края тоже явно не нравится то, что я говорю о его работе, коррупции, всей его команде. Я думаю, они и власти в целом сейчас очень остро реагируют на правду. А я говорю и пишу именно ее, – говорит Василя.
– Вашу антивоеннную позицию родные разделяют?
– К счастью, все поддерживают, все адекватные, ни с кем из близких мне по этой причине расставаться не пришлось. С друзьями тоже. Хотя я вижу, что во многих семьях это стало причиной ругани. Так обидно наблюдать. Верхушка стравливает два народа, русских и украинцев, а в итоге страдают люди. Ведь у многих родные там и там.
– У вас тоже?
– Очень дальние родственники есть, но мы с ними задолго до вторжения не общались. А с его началом я и не пыталась связаться. Подумала, что сейчас сильно кровоточит у людей, куда я еще полезу, – признается Василя.
Впереди у нее – суд по делу о "дискредитации российской армии".
– В этом деле очень много нарушений – от формальных до вполне весомых, – говорит адвокат Васили Ирина Канашина. – Вершинину де-факто не имели права задерживать, так как протокола о дисркедитации предъявлено не было. Так на каком основании ей вменили неповиновение? Неповиновение чему? Конечно, мы будем оспаривать и это решение суда признать ее виновной, и присудить штраф. И с обвинением в дискредитации мы также не согласны – будем оспаривать, когда дело дойдет до суда.