Ссылки для упрощенного доступа

"Били шокером и топтали ногами". Камчатский блогер отказался от российского паспорта и не платит штрафы за "дискредитацию"


Александр Каменюк
Александр Каменюк

Уголовное дело за "дискредитацию" российской армии на блогера и активиста из Петропавловск-Камчатского Александра Каменюка завели после двух административок еще в июне прошлого года, а в марте 2023-го вынесли приговор. В общей сложности суд выписал ему три штрафа на 490 тысяч за антивоенные стримы на ютьюб-канале "Камчатка-Россия-Мир-Самое интересное" и репосты чужих антивоенных публикаций. Ни одного штрафа активист не оплатил, обязательные работы, к которым его приговорили, не выполняет, а антивоенные ролики на его канале продолжают появляться. Еще до войны Алекасандр отказался от российского паспорта, публично заявив, что он не хочет иметь ничего общего с Российской Федерацией и ее государственными структурами.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

"Задержание было по беспределу"

В апреле и июне 2022-го Александру Каменюку выписали штраф сначала на 50, а затем на 40 тысяч рублей за антивоенные ролики в соцсетях – об этом он узнал из новостей в Интернете, никто его о штрафах не оповестил и на суды не пригласил. А в июне 2022-го на него возбудили уголовное за "неоднократное нарушение административной статьи о "дискредитации" армии России"

В качестве меры пресечения по обвинению в "дискредитации" Каменюку запретили пользоваться интернетом и посещать публичные мероприятия. И все же на его странице в Инстаграм продолжали выходить критикующие власть ролики, в том числе о ходе мобилизации и деятельности местных силовиков.

В итоге 2 ноября Каменюка задержали за попытку "скрыться".

Александр Каменюк
Александр Каменюк

– В принципе, мое задержание 2 ноября на Камчатке фактически было по беспределу, – говорит Александр Каменюк. – Когда я выходил из дома, походил к машине, подошел ко мне опер из центра "Э" Семененко Никита Александрович, представился, говорит, вас приставы не могут найти. Я говорю: а при чем тут приставы и центр "Э"? Достаю телефон, и тут, откуда ни возьмись, окружают машину несколько человек – я смотрю, что за суета? Я не ругаюсь, не сопротивляюсь. Подбегают сзади, бьют по рукам, выбивают телефон, начинают валить на землю и бить электрошокерами. В уазике кладут меня лицом вниз. Четыре сотрудника было.

По словам Александра, во время поездки они топтали его ногами и рвали одежду. Он достает из пакета куртку с разорванной в клочья спиной, а следом джинсы и футболку в таком же состоянии.

– Нормальные мужики могут так поступать? – удивляется он. – Пока били шокером, кричали, говори код от телефона….Ну, неприятно это все, конечно, было, больно. Чувство презрения к ним у меня только умножилось, потому что я понимаю, что эти люди – ненормальные.

Вязали за попытку скрыться, якобы они меня искали, не могли найти. Хотя я жил в том же районе, где и прописан, и постоянно в публичных местах появлялся.

Апелляционная жалоба Александра Каменюка на арест
Апелляционная жалоба Александра Каменюка на арест

Они, видимо, решили показательно меня задержать. Два дня я был в ИВС, потом суд. По суду определили в СИЗО, через три недели по апелляции я вышел. Пока шел процесс по дискредитации, находился под домашним арестом. Потом начался суд по другому делу – о клевете на прокурорских работников, заведенное еще во времена в пандемии. – говорит Каменюк.

"Уголовка за чужие тексты"

Александру 47 лет. Блогерством, по его словам, занимается для души, а деньги зарабатывает сельским хозяйством – держит с товарищем сеть овощных теплиц.

– По делу о дискредитации что именно вам вменили?

– По административным делам – участие в видео в новостном блоке информационного агентства "Камчатский регион", где я выступал на тему того, как это неправильно, что Россия развязала агрессию против соседнего государства, что надо славянам стремиться к миру, не воевать между собой. Это было 2 марта 2022 года. И только 6 марта они приняли закон о дискредитации. То есть фактически задним числом применили ко мне эту статью, – подытоживает Каменюк.

Уголовное дело на него завели за репосты. Сначала – за репост в телеграм-канале, где он является одним из админов, цитаты дипломата, помощника главы миссии ООН Бориса Бондарева о том, что "никогда внешняя политика России не была на таком низком уровне, как при Лаврове", и "что все надежды на лучшее будущее для россиян перечеркнуты буквой Z".

– Это ж не мое авторство даже, и на суде я это объяснял, – говорит Александр. – По методике экспертизы на "дискредитацию" есть четкие понятия – создатель текста, видео, автор, публикатор. Я ей [судье] объяснял, что лично я не создатель этого текста и даже не публикатор. Создатель Борис Бондарев, публикатор – "Масс-медиа", а у меня просто репост на странице, которая связана со мной, но где я даже не единственный администратор. В материалах дела не было доказано, что я какое-то отношение имею к этому тексту. Просто канал к вам относится, вы там есть в числе администраторов – мы за это будем лепить на вас дело.

Затем Каменюку инкриминировали еще один эпизод по той же статье УК, позже объединив с первым в одно производство. На сей раз дискредитацией сочли репост заявления осужденного еще в 2017 году по делу об "экстремизме" Юрия Мухина, который был одним из инициаторов проведения общероссийского референдума "За справедливость". Референдум им провести тогда не дали, зато инициаторам дали реальные сроки.

– Люди получили приговоры просто за то, что хотели провести референдум, создали законопроект, чтобы каждый чиновник, каждый депутат отвечал в суде, и народ мог привлечь любого из них к ответственности, – вспоминает Александр Каменюк. – Их обвинили в экстремизме, дали реальные сроки. Мухина освободили, потому что он сердечник был. У него на сайте после начала мобилизации появилась публикация: если вас призовут на войну, пишите заявление на военкома, на всех других причастных к этому делу по статье 353 УК РФ, то есть за развязывание агрессивной войны в отношении соседнего государства. Именно его я репостнул.

Тем не менее за оба репоста, за чужие мысли, за чужие слова, где я не являюсь ни автором, ни создателем, ни публикатором, к уголовной ответственности привлекли меня. Когда мы эти вопросы задавали, прокуроры сказали: мы сделаем запрос. Но никакого ответа так и не дали.

Я так понимаю, нужно было быстрее закрыть мне рот. Я на суде об этом и говорил. По итогу вынесли штраф в 450 тысяч, потом скостили его до 250, а затем сократили его до 100 тысяч рублей из-за того, что в СИЗО находился, – говорит Каменюк.

А первое уголовное дело "за клевету" на него завели еще в 2021 году.

– Когда пандемия началась, у меня был ряд обращений в прокуратуру по поводу того, что масочные режимы незаконны. Были вопросы к качеству российских вакцин, подозрения, что они некачественные, факты, что они не прошли должную проверку, не были исследованы должным образом. Я целую петицию написал, не помню, на скольких листах, ее подписали 300 с лишним человек, наших камчатцев.

Когда мы с журналистами обо всем этом написали, возбудили уголовное дело против меня и против Филатова, журналиста "Камчатского региона". Причем со статьей долго не могли определиться, так как клеветы как таковой вообще не было в наших постах. Сначала влепили 128.2 УК, потом еще 128.5, все в кучу сложили и вышли с этим в суд. Дело шло своим чередом два года. В итоге 18 августа 2021 года нас приговорили к 400 с лишним часам обязательных работ.

Но к тому времени Каменюк уже пошел в своем противостоянии с системой дальше. Он решил отказаться от российского паспорта.

– Я вообще свой паспорт сдал в УВД, под видеозапись, публично. Сказал, что я к Российской Федерации никакого отношения больше иметь не хочу и сейчас не общаюсь ни с кем из представителей госструктур РФ. На суде я сказал, что Каменюк Александр Борисович сдал свой паспорт Российской Федерации обратно, решение суда выполнять отказываюсь.

Штраф, к которому Александра приговорили по уголовному делу за дискредитацию, он тоже не оплатил. Правда, за него это сделали силовики – во время обыска они забрали из его квартиры 120 тысяч рублей и какое-то количество долларов. И несмотря на то, что изъятая сумма превышает штраф, разницу ему никто не вернул.

– Сейчас вы продолжаете выкладывать на канале антивоенные ролики?

– Во-первых, не совсем я их выкладываю. У меня есть друзья из общины "Русы Камчатки" , которой я передал официально под протокол все права и к ютьюб-каналу, и к инстаграму, ко всем социальным сетям, к которым был доступ у меня. Поэтому сейчас, даже я если и в кадре, то выложить это видео, в принципе, может и другой человек. И не один. Мы это специально организовали, чтобы никаких вопросов ко мне вообще не было по теме постов и репостов.

– Для вас это возможность обойти новые репрессивные законы?

– Ну а что? Небрежное отношение самой Российской Федерации к своим же законам порождает у людей такое отношение. Пока моя история показывает, что вроде бы я делаю все правильно и получается [обходить]. Хотя я понимаю, что беспредел со стороны силовиков вполне возможен по отношению к любому.

– То, что вы сдали российский паспорт , действительно позволяет избегать исполнения судебных решений?

– Некоторые силовики действительно считают: нафиг он нужен, лучше с ним не связываться. Более того, они законы, даже касающиеся своей работы, плохо знают, федеральный закон о полиции. Поэтому избегают местами, да.

У моего знакомого, бывшего военного, который тоже сдал паспорт, получилось избежать таким образом мобилизации. Он именно так и поговорил с пришедшими к нему сотрудником администрации и сотрудником полиции.

Они его спрашивали: вы Леонов Александр Александрович? Он сказал, что такой-то гражданин здесь не проживает, персона под такой-то фамилией здесь не зарегистрирована. И ему не вручили повестку.

– И никто его не выслеживал, не ловил?

– Нет. Он себя позиционировал вот таким образом: паспорт я сдал, я не гражданин РФ – и отвалили от него.

"На Камчатке мест в колониях для отказников уже нет"

– Я дальше махать красной тряпкой перед лицом быка не стремлюсь и сейчас стараюсь не лезть на рожон. Мне кажется, нормальные люди все всё поняли давно, говорит Каменюк. – При этом моя позиция вообще не поменялась ни насколько. И негативное отношение ко всему, что происходит. Не то что я обычных солдат – офицеров виню во всем, хотя понимаю, что они частично и виноваты, могли бы отказаться, не ехать никуда, как многие делают. Вы удивитесь, столько человек посадили на небольшой Камчатке за отказы воевать, служить. Я думаю, что по стране их гораздо больше, просто эта информация скрывается.

– То есть не так уж единодушно все поддерживают эту войну?

– Есть люди, которые встроились в эту систему, бизнесмены, предприниматели, у которых "все нормально идет", они не чувствуют ни кризиса, ни повышения цен, – эти формально поддерживают. В своих группах, чатах они стараются либо отмалчиваться, либо типа, надо помочь нашим ребятам.

Есть те, которые говорят, надо ехать, мы поедем воевать, родина сказала, мы погнали. Другие говорят: зачем это все нужно, беспредел, посылать молодых на убой. В том числе такие есть среди военнослужащих, кто уехал туда в прошлом году, так многие рассуждают.

Даже у нас на Камчатке случаи отказов служить просто не попадают в СМИ. Я думаю, точно так же скрывается реальная статистика по отказникам от участия в СВО и по преступлениям вернувшихся с Украины.

Но все же недавно была публикация, когда 28 военнослужащих-отказников посадили в колонию-поселение. За отказ ехать туда [в Украину] два года шесть месяцев каждому дали. По информации от двух людей, которые связаны с колониями, с УФСИН, знаю, что мест на Камчатке в колониях-поселениях уже нет. Сейчас [тех], кто будет попадать под эти статьи, будут на материк отправлять в колонии.

И теперь люди, которые уже там были [воевали в Украине], вернулись раненые, подглохшие, немножко подслепшие – их всех туда опять загоняют. Многие из них отказываются, идут по уголовным статьям теперь, будут сидеть.

Еще когда только началась так называемая "специальная военная операция", у нас в батальоне морской пехоты, самой боеспособной и элитной части на Камчатке, отказников было порядка 150 человек. Моментально стали увольняться из вооруженных сил контрактники: и солдаты, и офицеры, и прапорщики. Потом статьи появились, началось преследование.

Но больше всего беспокоит-то, что там колоссальные жертвы, причем с обеих сторон. Много пацанов молодых просто впустую полегли непонятно за что. За интересы наших российских олигархов в Украине? Уже сотни тысяч, наверное, с обеих сторон. И за "русский мир" на самом деле гибнут прежде всего русскоязычные люди. Конечно, это все возмущает, это не может не возмущать, не накалять. Сорвешься, выскажешься – получай новое дело.

– Вы чувствуете, что следить за вами силовики не перестанут?

Их главная задача – закрыть мне рот, прикрыть канал "Камчатка-Россия-Мир-Самое интересное" на 17 тысяч подписчиков, в основном из края. Исходя из того, что я знаю про систему внутренних органов, допускаю, что, когда некоторые публикации перевалили за сто тысяч просмотров, за миллион – возможно, была команда по линии федерального ФСБ. Потому что инициаторами второй уголовки указаны были именно эфэсбэшники, рапорт был написан генералом ФСБ, потом это передали в подведомственность МВД, и они начали уже "действовать активно".

Поэтому и Василю Вершинину задержали показательно, на уроке. За канал "Камчатка", который я создавал вместе с Василей, потом все права ей передал. Думаю, что Василя очень сильно нервирует и местную элиту, и федеральную, потому что она поднимает и темы антивоенные, и вопросы экологического характера, о том, как москвичи потихонечку отжимают камчатские природные богатства. А это вызывает большой отклик у местных, – уверен Александр.

Учительницу русского языка Василю Вершинину забрали прямо из школы. Полицейские пришли за ней, чтобы отвезти в участок и допросить по делу о "дискредитации российской армии". Она просила дать ей довести урок до конца, но в итоге заработала статью за "неповиновение" полиции. В спецприемнике ее продержали двое суток, а потом оштрафовали на две тысячи.

Впереди у Вершининой суд за дискредитацию армии. 25 мая 2023 года она написала во "Вконтакте", что конфликт "не нужен ни жителям России, ни жителям Украины, а нужен верхам", поэтому "народ стравливают". Упомянула в этом посте "снарядный голод" в российской армии, за который отвечает "главнокомандующий Владимир Путин". Также она взяла на себя смелость иронически прокомментировать сборы денег на военные нужды. "Давайте еще на танк скинемся? Куда смотрит Минобороны?" – написала учительница на своей странице во "ВКонтакте" с более чем тысячей подписчиков.

– В целом местные блогеры глобальную федеральную повестку, связанную с мобилизацией, войной, стараются не трогать. Я понимаю, что у нас говорили бы многие, если бы не боялись преследования. Вы прекрасно понимаете, что всем закрыли рот этими статьями. Люди действительно боятся что-то говорить, стараются не упоминать слово "война", – говорит Каменюк. – Некоторые блогеры камчатские, как только 24 февраля 2022 года наступило, сразу свои каналы закрыли, сказали: все, мы больше в этой стране ничего говорить не будем, потому что мы уже в Северной Корее.

Я сам майор запаса, служил в вооруженных силах, до того, как занялся мелким бизнесом. На Камчатку приехал изначально служить в вооруженных силах. Был в разных должностях, служил командиром взвода три года, непосредственно с солдатами работал, воспитывал, обучал, в том числе и в должности командира роты охраны служил около двух лет. Потом был начальником станции, начальником радиоотделения. В ходе службы был командиром роты военной прокуратуры. Заканчивал я службу психологом полка, меня пригласили на эту должность в 2005 году, в 2010 году Сердюков сократил эту единицу в ходе реформ и массовых увольнений военных. Поэтому я прекрасно понимаю, что у простых солдат и офицеров служба очень нелегка. Мне их всегда было жаль, а сейчас и подавно – на убой отправляют практически.

Я считаю, что люди на местах должны консолидироваться, помогать друг другу и готовиться к самому худшему, – говорит Александр. – В том числе и к военным действиям на территории Российской Федерации.

Error rendering VK.

XS
SM
MD
LG