Ссылки для упрощенного доступа

"Они просто будут ждать моей смерти". Онкобольной политзаключенный почти год не получает лечения


Захар Зарипов (в центре) на экологическом митинге, Хабаровский край, архивное фото
Захар Зарипов (в центре) на экологическом митинге, Хабаровский край, архивное фото

Текст: проект "Окно"

У математика из портового хабаровского города Советская Гавань Захара Зарипова, который отбывает пятилетний срок по политической статье, несколько месяцев назад подтвердили рак. За решеткой Зарипов оказался за шуточное предложение Кадырову использовать чеченских военных для борьбы за независимость Чечни.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм

Зарипов добивался приема у врача почти год. В итоге врачи онкодиагноз подтвердили, но лечение так и не начали, а операцию отменили.

"Он с сентября пытался получить медпомощь!"

Захар преподавал математику в двух колониях, строгого и особого режима, в Советской Гавани и в Ванино. В январе 2023 года во время очередного занятия его там, в Ванино, и задержали.

С тех пор он находится в СИЗО №1 Хабаровска.

1 апреля 2024 года Захара приговорили к пяти годам колонии по статье о "призывах к терроризму" (ст.205.2 УК РФ). Единственной уликой стал пост в "Живом Журнале", где якобы Зарипов (он сам это отрицает) под ником scribble_33 предложил главе Чечни Рамзану Кадырову не использовать чеченских военных в войне в Украине, а вместо этого добиваться независимости Чечни. 1-й Восточный окружной военный суд решил, что в посте Зарипова есть "побуждения к вооруженному захвату власти с целью нарушения территориальной целостности РФ".

В сентябре 2023 года Захар почувствовал, что у него на шее под нижней челюстью начала расти шишка, и обратился в медчасть изолятора.

– Тогда она была размером с горошину, – говорит его жена Ольга. – В течение трех месяцев он просто ждал, пока его примет хирург. В ноябре наконец его приняли. Назначили УЗИ, сделали. Когда его вновь принял хирург с этим УЗИ – был уже декабрь. Врач выдал направление на МРТ (магнитно-резонансная томография).

Сам Захар пишет родным, что с доктором ему повезло.

– Хирург хороший попался. Хороший человек – узнав, что Захар – политзаключенный, в тот же день провел УЗИ и еще взял какие-то анализы. Но это особо не помогло, потому что все равно требовалось МРТ, которого в краевой просто нет. То есть бесплатно ждать можно было бесконечно – хорошо, договорились, что хотя бы на платное МРТ из СИЗО отпустят. Ок, договорились о платном МРТ, прошли мы его за свой счет уже в марте. И потребовался еще месяц (!) для того, чтобы Захара вновь вывезли к врачу, который бы посмотрел все эти анализы. То есть с первого осмотра уже прошло пять (!) месяцев.

Врач, увидев анализы, отправил Зарипова в онкоцентр на биопсию.

– И еще прошел месяц, – вспоминает Ольга. – Приехали в онкоцентр, взяли пункцию. Потом прошел еще месяц, хирург в онкоцентре выписывает направление на прием в первую краевую больницу на операцию. Ждем еще два месяца, приводят Захара на операцию, а там внезапно говорят, что оперировать не будут. 10 месяцев прошло с попытки Захара достучаться до медиков и 8 месяцев с первого приема – и только тогда они говорят, что опухоль неоперабельная! Сказали, что, если начнут резать, у мужа отнимется половина лица. Вместо операции взяли гистологию. Отрезали кусок, отправили на анализ и в итоге поставили предварительный диагноз – злокачественная опухоль околоушной слюнной железы. Потом Захара опять отправили к онкологу.

На приеме врач назначил Зарипову еще 4 анализа.

– И вот теперь нам потребуется еще 4 месяца – это в лучшем случае, – чтобы пройти эти 4 анализа. А за это время устареет анализ крови, флюорография и все остальное. Я это знаю, потому что нам постоянно назначают повторные УЗИ из-за этого – только его мы переделывали 4 раза. И несмотря на это, трижды на приеме нам говорили, что "УЗИ устаревшее". Это потому что, пока мы добивались следующего приема, время шло, сроки анализов истекали. Теперь у нас и МРТ, которого мы так долго добивались и согласовывали, устарело. Пока добивались приема в онкологию, срок истек. И теперь мы будем переделывать МРТ. А потом еще и 4 последних анализа устареют. И пока будем делать эти 4 анализа, еще какой-нибудь анализ устареет. Я реально боюсь, что в итоге мы окончательного диагноза не увидим вообще никогда, потому что чаще раза в месяц вывозить его СИЗО не разрешает!

Они не назначают даже выезд, чтобы мы смогли сделать что-то за свой счет. И мы бьемся, а решить этот вопрос не можем. Почему? Да я не знаю! Раньше же как-то решалось это, а сейчас такое впечатление – они хотят его там до смерти довести. Я уже теряю надежду, что муж увидит дочь, которая родилась, когда он уже был в заключении, – говорит Ольга.

Она тяжело перенесла вторую беременность и сейчас осталась фактически одна с двумя детьми. С Захаром они часто переписываются, но выбираться на свидания к мужу ей очень сложно – дорога из Советской гавани в Хабаровск занимает до 12 часов.

Захар, по ее словам, уже не раз терял сознание. Из-за опухоли он не может нормально есть и сильно истощен.

– Он, судя по письмам, вообще считает, что они просто ждут, пока он умрет в СИЗО. Потому что, когда первые исследования показывали рак, эту информацию от него скрывали, – говорит друг Захара Максим (имя изменено по просьбе собеседника). – Письма пишет ужасные, жертвенные, будто прощается.

Переписка Зарипова с другом
Переписка Зарипова с другом

"В любом случае это неважно, меня же лечить никто не собирается, а значит, я умру в любом случае – они уже 4 месяца дело в апелляцию не передают, а могут и 3 года не передавать, – цитирует одно из писем друг Зарипова. – Есть срок на рассмотрение дела после поступления в апелляционную инстанцию (2 месяца), а вот на передачу дела из суда первой инстанции вообще никакого срока нет – они просто будут ждать моей смерти, и не станут передавать дело, пока я не умру. Очень удобно. Зачем в такой ситуации что-то знать Ольге? Что она может сделать?"

Захар и Ольга Зариповы, архивное фото
Захар и Ольга Зариповы, архивное фото

Адвокат Зарипова Константин Бубон еще 8 августа обратился в прокурору Хабаровска края с жалобой на неоказание помощи Захару.

"Прошу провести проверку и выяснить обстоятельства организации медицинского обследования следственно-арестованного Зарипова Захара Владимировича и оказании ему медицинской помощи. Прошу сообщить мне, а также лично осужденному Зарипову З.В., какая именно медицинская помощь ему оказывалась, была ли эта медицинская помощь достаточна при его заболевании, а также каково его состояние здоровья в настоящее время, на какой стадии находится развитие раковой опухоли. При сложившихся обстоятельствах считаю крайне вероятным, что несвоевременное, с большим опозданием, оказание медицинской помощи, послужило причиной развития и осложнения заболевания", – говорится в заявлении, ответа на которое пока не последовало.

XS
SM
MD
LG