Мэрия Новокузнецка, согласно муниципальному тендеру, планирует потратить 1,1 миллиарда рублей на сооружение монумента и реконструкцию площади в память о "Герое Донбасса" Ольге Качуре. После ремонта площадь переименуют в "площадь защитников Донбасса" в честь Качуры, которая не имеет никакого отношения ни к Новокузнецку, ни к Кемеровской области.
- Кто такая Ольга Качура
- Памятник стоит 3,5% городского бюджета, бюджет – дефицитный
- Новокузнецк – один из самых загрязненных российских городов
- Городу необходимы природоохранные мероприятия и реформа транспортной инфраструктуры
Ольга Качура – полковник, первая женщина-командир артдивизиона так называемой "ДНР", родилась в Донецке в 1970-м, участвовала в боевых действиях против Украины с апреля 2014-го. В 2021 году суд в Киеве заочно приговорил ее к 12 годам лишения свободы за участие в террористической группе или террористической организации.
Погибла в Горловке 29 июля 2022 года. Качуре посмертно присвоили звания "Героя России" и "Героя ДНР".
Судя по открытым данным, к Новокузнецку Ольга Качура не имеет никакого отношения.
"1,1 миллиарда рублей – это 3,5% городского бюджета!"
С идеей возведения памятника Качуре (позывной "Корса") еще год назад выступил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.
25 августа 2022 года на месте будущего монумента на площади в Новоильинском районе города был заложен первый памятный камень. В церемонии участвовали самопровозглашенный мэр находящейся под контролем боевиков "ДНР" Горловки Иван Приходько и дочь Качуры Елена Карабет.
"На площади установят бронзовую фигуру Качуры высотой 2,5 метра. По сторонам от монумента установят пилоны с бронзовыми литыми панелями с изображениями. Что на них будет, пока неизвестно. Реконструкцию планируют закончить к началу августа – к годовщине гибели Качуры", – бодро рапортуют местные чиновники.
Проект финансируется за счет бюджета в рамках программы "Сохранение памяти подвига тружеников тыла, ветеранов Великой отечественной войны и участников боевых действий". Его стоимость составляет 1,1 миллиарда рублей.
– это 3,5% городского бюджета! Примерно такую же сумму – 823 миллиона рублей – власти Новокузнецка заняли у федеральных властей, чтобы покрыть дефицит городского бюджета, – приводит цифры один из городских активистов.
При этом в городе, по словам всех собеседников Сибирь.Реалии, так много проблем, что миллиард, предназначенный на памятник Качуре, явно можно было бы потратить с куда большей пользой.
Каждую зиму в Новокузнецке вводят режим "черного неба", а люди боятся открывать окна и лишний раз выходить из дома. Превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ при этом достигают сотни раз.
На этом фоне в прошлом году Новокузнецк выиграл конкурс "Самый чистый город России".
– Рейтинги проводятся по разным показателям, поэтому возникают кардинально противоположные результаты. Новокузнецк был и остается одним из самых загрязненных городов России по комплексу признаков. В 90-е годы город был на третьем месте, сейчас переместился на восьмое. Но основными показателями в конкурсе "Самый чистый город России" были не количество выбросов в атмосферу или воду, а количество мероприятий, которые проводятся для улучшения экологической обстановки, – объясняет доцент кафедры геоэкологии и географии КемГУ, к.г.н, член Общественного экологического Совета Оксана Андреева, – сколько очистных сооружений было установлено, сколько высажено деревьев и т. п. И по сумме этих мероприятий город оказался в числе лидеров по России. Это логично: раз Новокузнецк – один из самых загрязненных городов, то, чтобы улучшить ситуацию, чиновники и бизнесмены проводят много экологических мероприятий, особенно в сравнении с другими городами. Однако итоговый результат мы видим в зашкаливающих показателях превышения допустимых норм в отдельных городах.
На три предприятия в Новокузнецке приходится основная доля вредных выбросов в атмосферу – это металлурги-гиганты: ЗСМК, "Русал-Новокузнецк" и шахта "Абашевская".
– Миллиард на памятник, когда в городе нечем дышать! – возмущается Анна Семеновна из Центрального района Новокузнецка. – Мы [пенсионеры] только недавно на улицу стали нос показывать. Всю зиму просидели запертые. Даже форточку не открыть – все в дыму, если не газ выхлопных, не смог от печей, так выбросы местных заводов. А главное, куда идти-то?! Нормальной зоны отдыха нет, на дачу не доехать – автобуса полдня буду ждать.
Плохое транспортное сообщение – еще одна вечная проблема Новокузнецка.
– Мосты из центра в Кузнецк и на Запсиб уже изжили себя. Из-за невысокой пропускной способности возле них ежедневно скапливаются пробки. Которых можно было бы избежать, если расширить мосты. Причем заняться этим стоило уже давно, – говорит студент местного госуниверситета Андрей.
Эксперт Наталья Мальковец рассказывает, что власти при этом пытались реформировать транспортную систему. Но получилось как всегда.
– В один прекрасный холодный ноябрьский день 2020 года люди пришли на остановку, а вместо привычных автобусов пришли такие голубые, новенькие, блестящие, но абсолютно инопланетные машины, без каких-либо опознавательных знаков. Никто не мог понять, куда этот автобус идет и откуда. Кондукторов нет, потому что установлены современные валидаторы, и водители тоже не могли объяснить, потому что они были не местные. На обновление автопарка и переработку всей системы из бюджета тогда заплатили огромную сумму (только на покупку автобусов мэрия заключила 18 тендеров стоимостью 23 миллиарда рублей). А результатом стал стресс и шок для горожан, которые не знали, как ехать, куда ехать, вместо обычных 20 минут ехали 40 минут и даже час, больше. Потому что новые маршруты разрабатывали без привязки к нуждам горожан – то есть они стали длиннее и заковыристей. Был мощный протест, люди перестали платить. Власти ввели на маршруты аудиозаписи, где голосами известных актеров рассказывали, куда автобус едет, какая остановка следующая, что мы проезжаем. Но мне кажется, что город от стресса до сих пор не оправился.
Горожане сегодня предлагают самые разные варианты – как можно было бы потратить бюджетные деньги с пользой.
– Строительство пешеходного моста Левый берег – Топольники, благоустройство этой территории и создание современной экотропы в районе Кузнецкой крепости было бы достойным вложением средств госбюджета. Почему бы не потратить этот миллиард на это? – задается вопросом местная жительница Инна Кормильцева.
Наталья Мальковец добавляет, что в городе с советских времен осталось несколько больших парков. Но от огромного количества вредных выбросов это не спасает.
– Потому что заводы стоят в центре города. Когда в 30-е годы строили Новокузнецкий металлургический, считалось, что завод в центре города – это будет так удобно и красиво. Он, правда, красивый по-своему, но жить рядом с ним просто невозможно. И другие заводы тоже вносят свой вклад. В советское время их больше ста было, сейчас часть закрыли, но осталось достаточно, чтобы портить жизнь горожанам. Алюминиевый завод работает, ферросплавный работает, два металлургических работают, угольные предприятия есть.
– Но два года назад Минприроды хвастался, что заставил предприятия ежегодно тратить по два миллиарда рублей на природоохранные мероприятия. В том числе фильтры по проекту "Чистый воздух". Какие-то изменения люди в городе все же заметили?
– Не заметили. Напротив, ситуация ухудшилась даже – загрязнение вышло дальше за границы центра Новокузнецка. Поэтому и отток населения из региона высокий.
В 2022 году Кузбасс вошел в пятерку лидеров Сибири по миграционной убыли населения. Ранее опросы показали, что более 80% жителей Кузбасса задумываются о переезде в другой регион.