Четверых обвиняемых в убийстве не менее 26 северных оленей (среди них были 13 беременных самок) из Красной книги региона выпустили из СИЗО. Ущерб от их действий оценили в 4,7 миллиона рублей. По данным прокуратуры, они признали вину возместили всю сумму. Внимание на решение суда обратила "Новая газета".
По версии следствия, с 18 по 23 февраля 2023 года мелкий охинский авторитет Александр Смирнов по прозвищу "Чертик", еще один авторитет Алексей Василенко по прозвищу "Босота", их знакомые Гродовский Н.С. и Шишкин А.Ю. вели незаконную охоту в районе реки Дуна. Сотрудники ФСБ и полиции при задержании нашли тайники и холодильники, в которых находились мешки с тушами животных.
По словам одного из очевидцев, браконьеры на снегоходах "в наглую загоняли стадо и стреляли в упор".
Александра Смирнова, который предположительно организовал охоту, с 14 апреля находится под домашним арестом. Южно-Сахалинский городской суд решил смягчить ему меру пресечения "с учетом категории совершенного преступления — средней тяжести, максимальное наказание за которое предусматривает лишение свободы до 5 лет, а также исходя из полного признания вины, изобличения других соучастников преступления, возмещения в полном объеме причиненного ущерба, выдачи средств и орудий преступления".
Остальные трое находятся под подпиской о невыезде.
При этом в 2018 году Смирнов уже попадался на браконьерстве и был осужден за то, что в период нереста ловил икряного лосося в заказнике областного значения "Северный" на реке Пильво. Его обвинили в вылове 34 670 самок горбуши и незаконной добыче 5096 килограммов икры.
Охинский городской суд в 2020 году признал Смирнова виновным. Постановил взыскать причиненный ущерб — более 73,8 миллиона рублей. В мае 2022 года Смирнов объявил себя банкротом, чтобы уйти от штрафа, однако суд освободил его от всех долгов, кроме суммы причиненного ущерба.
Несмотря на то, что долг в 73,8 миллиона у Смирнова никто не списывал, "судебным приставом-исполнителем ОСП по Охинскому району УФССП России по Сахалинской области исполнительное производство не возобновлено". 13 марта Охтинская городская прокуратура опротестовала это решение в суде, однако судопроизводство все еще не открыто.