Минюст России вновь пополнил реестр так называемых иностранных агентов. На этот раз в него вошли литературовед и публицист Олег Лекманов, политик, член партии "Яблоко" Николай Кавказский, активист и участник движения "Свободная Удмуртия" Артём Медведев, блогер Антон Хардин, а также новостное издание Astra.
Олег Лекманов – доктор филологических наук, приглашённый профессор Принстонского университета. В феврале 2022 года покинул Россию из-за несогласия с вторжением в Украину.
Николай Кавказский – политик и правозащитник, ЛГБТ-активис. В 2012 году был арестован в рамках так называемого "Болотного дела". В 2022 году езко осудил войну в Украине, был арестован на 6 суток за антивоенную акцию. Неоднократно подвергался нападениям из-за своих политических взглядов.
Артём Медведев – активист удмуртского национального движения и меценат. принимал участие в мероприятиях "Форума свободных государств пост-России", причисленного российскими властями к "нежелательным организациям", был оштрафован. Выступает за независимость Удмуртии от России.
Антон Хардин – популярный блогер, на его канал в телеграме подписаны более 127 тысяч пользователей. Выступает против войны в Украине и политических репрессий в России.
Издание Astra – независимый телеграм-канал с текущими новостями России и мира. Публикует в том числе новости, которые не пропускаются в официальных российских СМИ.
- Законодательство об иноагентах в России появилось в 2012 году. Закон позволил Минюсту признавать некоммерческие организации иностранными агентами, если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе чётко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека.
- Впоследствии появилась возможность признавать агентами СМИ и физических лиц, в том числе тех, кто не получает зарубежного финансирования, но "находится под иностранным влиянием". Что именно следует считать иностранным влиянием, российское законодательство не уточняет.