Екатерина Базанова, "Настоящее Время"
Одно из популярных направлений для эмиграции российского ЛГБТК-сообщества – это Аргентина. Страна легализовала однополые браки еще в 2010 году, а защита прав квир-людей в Аргентине стала частью государственной политики. Однако ситуация может резко ухудшиться. В декабре 2023 года к власти в Аргентине пришел ультраправый популист, либертарианец Хавьер Милей.
Больше полугода назад Егор и Иван эмигрировали из России в Аргентину. Теперь они живут в Буэнос-Айресе и подали документы на убежище для ЛГБТ-беженцев. Егор и Иван вместе уже 18 лет. Оба родом из Восточной Сибири. Познакомились в Красноярске, позже вместе переехали в Москву. Егор отучился на графического дизайнера. Иван строил успешную карьеру в HR. Всерьез задумываться об эмиграции россияне начали давно. На пару в Москве несколько раз нападали.
"Два наших друга около клуба решили поцеловаться. За них зацепились не то чеченцы, не то дагестанцы. Началась заварушка. Они нас бейсбольными битами и перцовками. Нас было шесть человек, а их – двенадцать", – вспоминает одно из нападений Иван. После нескольких таких эпизодов Егор и Иван стали откладывать деньги на эмиграцию. Думали о Канаде, но после начала войны в Украине и объявления мобилизации стало понятно, что уезжать нужно срочно.
В октябре 2022 года пара уехала в отпуск, из которого в Россию уже не вернулась. Егор и Иван планировали осесть в Турции, куда перевезли из Москвы своих собак: добермана Сета и кокер-спаниеля Барта. Но Анкара резко изменила правила для получения ВНЖ. "В декабре всем русским одним днем, 26 декабря. Я прямо чувствую запах нашего МИДа. Всем русским перестали выдавать ВНЖ в принципе", – говорит Егор. Немного подумав, они решили переехать в Аргентину.
Почему Аргентина? Безвизовый въезд для россиян и законы, которые защищают квир-сообщество. По данным "Аргентинской федерации ЛГБТ", почти 100% квир-беженцев получают в стране убежище. Однополые пары в Аргентине могут официально заключать брак и усыновлять детей. А в Буэнос-Айресе даже есть станция метро, названная в честь ЛГБТ-активиста Карлоса Хауреги.
С началом войны в Украине Аргентина превратилась в одно из основных направлений для эмиграции квир-сообщества. Егор шутит, что Буэнос-Айрес стал российской ЛГБТ-столицей. По его словам, счет квир-эмигрантов идет на сотни человек. Пара встретила здесь много знакомых из Москвы и Санкт-Петербурга. Когда в России в ноябре 2023 года Верховный суд признал ЛГБТ-сообщество экстремистским, квир-эмигранты в Буэнос-Айресе вышли на акцию протеста к российскому посольству.
С 2010 года, когда легализовали однополые браки, защита прав ЛГБТ-людей в Аргентине стала частью государственной политики. Сейчас ситуация может резко ухудшиться. В декабре 2023 года к власти в Аргентине пришел ультраправый популист, либертарианец Хавьер Милей. Заявления, которые делают депутаты его партии "Свобода наступает" и министры по отношению к ЛГБТ-людям, настораживают.
"Как либерал, я согласна с любым образом жизни, который выбирает для себя человек. И это намного шире, чем однополый брак. Позволь мне преувеличить. Если ты предпочитаешь не мыться и развести вшей, это твой выбор. Отлично. Только не жалуйся потом, что кому-то не нравится, что у тебя вши", – заявила в одном из интервью глава МИД Аргентины Диана Мондино.
Новое аргентинское правительство планирует максимально сократить финансирование социальных программ и закрыть INADI – национальный институт, который оказывает юридическую помощь жертвам дискриминации. Министерство женщины и гендерного разнообразия уже расформировали.
"Милей и его правительство считают, что государство никоим образом не должно вмешиваться в жизнь людей. Эта модель страны уже показала свою полную несостоятельность", – уверена правозащитница "Аргентинской федерации ЛГБТ" Марибе Сгариглиа. "Когда государство не гарантирует права, пусть и немногочисленные, то самые консервативные и жестокие по отношению к нашему сообществу люди чувствуют себя сильнее и действуют с большим насилием. Они знают, что по другую сторону нет никого, кто мог бы защитить наши права. Так что очень возможно, что в повседневной жизни будут расти насилие и дискриминация", – считает ЛГБТ-активистка и экс-депутат парламента Буэнос-Айреса Мария Рачид.
Россияне Егор и Иван знают о позиции нового правительства по отношению к правам ЛГБТ, но очень надеются на толерантность аргентинцев. Пара не только планирует в ближайшее время пожениться, но и в будущем усыновить ребенка. "Для меня это тревожно. И мы с Егором уже разговаривали об этом. Случись здесь такая же байда, как в России, нам придется искать убежище где-то в другом мире. Но пока я вижу, когда мы идем вместе за руку просто по улице, никто даже взгляд не кривит", – говорит Иван.
Кроме возможного роста насилия по отношению к ЛГБТ-сообществу, правозащитники особенно опасаются за трансперсон и ВИЧ-инфицированных. По нынешним законам вне зависимости от гражданства и легального статуса любой живущий в Аргентине человек имеет право на бесплатную антиретровирусную и гормональную терапию, а также на операцию по трансгендерному переходу. Будет ли правительство Хавьера Милея финансировать эти программы и оплачивать терапию для иностранцев – большой вопрос. "Идеологически "Свобода наступает" считает, что эти права не должны распространяться на иммигрантов и иностранцев. Это их идеологическая позиция. Они думают, что здравоохранение и образование должны быть частью рыночной экономики", – объясняет ЛГБТ-активистка Мария Рачид.
В крупнейшем аргентинском фонде по борьбе со СПИД – Huesped – "Настоящему Времени" рассказали, что прямо сейчас они помогают с терапией 25 ВИЧ-инфицированным эмигрантам из России. Правозащитники и ЛГБТ-активисты рассчитывают отстоять уже завоеванные права благодаря парламенту, где у президента Милея нет большинства, и уличным протестам, если понадобится.
Ежегодный марш гордости в Буэнос-Айресе собирает десятки тысяч человек. В прошлом ноябре его закрывала актриса и певица Наталия Орейро, которая всегда публично поддерживает квир-людей: "Нам не хватает очень многих прав. Но, пожалуйста, давайте не потеряем те, которые у нас уже есть". После чего исполнила неформальный гимн квир-аргентинцев "Я такой, какой есть".